Педагогический мониторинг воспитательного процесса

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Педагогический коллектив гимназии №4 г.Сургута работает в режиме эксперимента семь лет. Что позволило делать замеры вначале, середине и конце эксперимента, благодаря этому можно судить о достоверности результатов. Все время было необходимо постоянно отслеживать происходящие в образовательной среде процессы и явления, фиксируемые результаты, соотносить их с ожидаемыми результатами, проектами, обнаруживая отклонения в деятельности, как отдельных звеньев, так и целых отделов и служб. Компоненты рассматриваются нами не только для констатации фактов, но прежде всего как средство для принятия оперативных управленческих решений – от педагога до директора. Выстроена система стратегии и тактики развития коллектива. Реализуя эту идею, педагогический коллектив разработал модель мониторинга. Мониторингу придается большое значение как средству получения релевантной информации. Разработка и исследование мониторинга в качестве организационной формы педагогического управления в условии перехода учебного заведения к новому типу позволяет показать влияние изменений педагогического управления на результативность воспитательного процесса
Отмечено, что в планах работы учителей во многих учебных заведениях воспитание не всегда является предметом самостоятельного изучения, сливается с образованием. В учебных заведениях нового типа, где воспитательная работа имеет свою специфику, особенности, но в чем эта специфика выражается, не исследуется в достаточной мере. Особенно это касается учреждений, связанных с изучением воспитания, где появляется новый компонент содержания образования – дополнительное образование, где находит отклик специфика внеклассного воспитательного отдела. Среди характеристик любой школы есть одна такая, которую очень трудно сформулировать, но все понимают ее как «дух школы». Он определяется, прежде всего, стилем отношений «жителей» гимназии, культурой их общения на уроках и вне их и обязательно воспитательными традициями школы. В гимназии №4 последних много. На этом остановимся поподробнее несколько позже.
Внеклассный отдел в том виде, в каком он работает сегодня, структура сама по себе новая, поэтому весь анализ будет дан в ретроспективе.
В настоящий момент структура отдела представляет собой целостную систему, где наряду с общепринятыми компонентами введены новые: художественный совет, совет классных руководителей, активы по параллелям, совет старшеклассников.
Организационная структура состоит из основных четырех блоков: блок учащихся, блок педагогов, блок родителей и блок внешняя среда – городские общественные организации. Остановимся на рассмотрении каждого блока структуры отдела.
Первый блок организация деятельности с учащимися создан с целью:
  1. Ликвидация слабой разработанности нижнего уровня управления уровня ученического самоуправления. И дело здесь не в забывчивости: разломав старую систему, отказавшись от идеологии и форм организации прежней воспитательной работы, новых форм еще не создали.
  2. Методическая и технологическая подготовка учащихся к воспитательной деятельности.
  3. Развитие навыка самопознания и самореализации через самообразование; развитие умения вступать в контакт с социумом; привитие навыков выполнения норм и правил социума (общежития), определение уровня воспитанности.
В циклограмме работы нашего учебного заведения есть день – среда, когда проходят заседания совета актива по параллелям, совета старшеклассников, на которых учащиеся в различных формах (в том числе и активных) решают самые важные и неотложные дела школы-гимназии. Разработали и приняли устав совета актива старшеклассников (САСТ), который органично вписывается в устав гимназии. Совет действует довольно эффективно. Разработана система деятельности совета учащихся. Остановлюсь на отдельных направлениях.
После каждого цикла в нашем учебном заведении проходят линейки, на которых сообщается информация об итогах успеваемости, воспитания, спорту и внеклассным делам. Сначала отдел очень робко , шаг за шагом давал свою информацию, сегодня – это львиная доля информации.
Линейка – основной рычаг стимулирования деятельности членов актива:
  • устное поощрение; (информация о том где? Кто? Как? Что? Зачем? и т.д.)
  • награждения: дипломами, грамотами, медалями; присуждение номинаций; благодарственные письма;
  • сладкие пироги, конфеты;
  • билеты в театр или на концерт; КВНы;
  • рейтинг классов: «Самый лучший класс»;
  • денежная премия.
Методы стимулирования работают как мотивационный аспект и прием педагогического воздействия, и здесь большая роль принадлежит организаторам-педагогам, которые создают положительное влияние воспитательного фона.
Действующая система поощрений, дала возможность учащимся стремиться принимать самое активное участие во всех внеклассных, спортивных, воспитательных мероприятиях. Почетным правом стало право принимать участие и предоставлять учебное заведение не только в общешкольных, но и внешкольных городских, окружных, региональных конкурсах, КВНах, фестивалях, спортивных соревнованиях и др. мероприятиях. Неоднократные победы на олимпиадах, фестивалях (музыкальных, театральных), соревнованиях не только городского, окружного, но и всероссийского значения служат достаточным основанием для вывода о том, что совет актива по параллелям и совет актива старшеклассников работает достаточно эффективно.
Второй блок организации отдела внеклассной воспитательной работы – организация деятельности с педагогами.
На смену методическому объединению классных руководителей в нашей гимназии создан совет классных руководителей, в рамках которого проходят не только теоретические семинары но и семинары-практикумы педагогических мастерских, классных руководителей по обмену опытом и созданию условий для творчества педагога. Целесообразность проведения эксперимента и исследование внеклассной работы показали изменение функций и обязанностей классного руководителя в области организации их деятельности и классного коллектива.
Изменение роли классного руководителя от информатора к партнеру и изменение роли учащегося по отношению к классному руководителю, как никогда подтверждают актуальность и современность высказывания К.Д.Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех его отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Совет классных руководителей создан с целью психолого-педагогического просвещения всех участников учебно-воспитательного процесса, определения (отслеживания) уровня деятельности классных руководителей. В связи с целью выдвинуты задачи:
  • познание индивидуально-типологических особенностей педагогов;
  • овладение навыками воспитательной работы;
  • развитие умения самосовершенствования через самореализацию.
Главная задача совета классных руководителей – самореализация педагога в области воспитания и организации классного коллектива.
Один раз в цикл, в четверг, отдается отделу внеклассной работы: проводится совет классных руководителей. Это всегда тематические и методические советы, которые обязательно проходят в активной, творческой форме. Иногда они проходят совместно с активом, родителями. Таких советов в нашем учебном заведении проходит 6 в течение года. Первый совет проходит в середине сентября и посвящен планированию воспитательной работы, где до сведения классных руководителей доводится справка по анализу проверки дневников классных руководителей, планов воспитательной работы. Идет корректировка целей и задач воспитания, вносятся предложения по изменению содержания, форм воспитательной работы.
Таким образом происходит совместное утверждение плана воспитательной работы школы-гимназии, стартует конкурс «Самый классный классный». Последующие советы классных руководителей – это представление и обобщение опыта работы по самым разным направлениям и вопросам воспитания. (Проведение классных часов в активной форме, организация работы с родителями, с «трудными» подростками и т.д.). Заключительный совет классных руководителей посвящен завершению конкурса «Самый классный классный», подведению итогов работы по параллелям и ступеням школы-гимназии, награждению лучших из лучших.
Следующий компонент структуры – художественный совет, цель которого — формирование и развитие творческих способностей всего коллектива школы-гимназии, повышения качества проводимых мероприятий.
Художественный совет проводит свои заседания по мере необходимости, когда гимназия готовится к большому и значительному событию в своей жизни – Дням открытых дверей, фестивалям, городским, окружным, всероссийским семинарам и т.п. По нашему мнению такой компонент структуры вполне оправдан, т.к. существует в гимназии на протяжении ряда лет. Неоднократные публикации не только в местной печати: «Сургутская трибуна», «Новый город», «Управление школой», журнал «Народное образование», «Учительская газета» писали о нашем учебном заведении, о внеклассных мероприятиях, проводимых нами служат достаточным основанием для вывода о том, что художественный совет работает эффективно и является необходимым звеном в структуре внеклассного воспитательного отдела.
Третий блок в структуре предоставлен как организация деятельности с родителями. Школьный родительский комитет, состоит из председателей родительских комитетов каждого класса. Из числа которых выбирается председатель общешкольного родительского комитета. Создан и работает родительский лекторий, который заместитель директора по воспитательной работе и психологи проводят совместно, с участием классных руководителей параллели, для которой проводится такой лекторий.
Блок работы с родителями создан с целью организации психолого-педагогического просвещения родителей; развитие навыков взаимодействия с педагогическим коллективом и определение уровня взаимодействия родительской общественности. Между педагогами и родительской общественностью существует инверсионная (прямая – обратная) связь. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участвуют два раза в год в работе больших педагогических советов. Помогают проводить Дни открытых дверей, традиционные праздники и многое другое, находятся в курсе всех основных событий школы-гимназии и являются основными помощниками процесса образования: воспитания и обучения. Такая организация структуры на наш взгляд является оправданной.
Когда говорят об общих целях воспитания школьников, имеют в виду, что реализовать их не может только учитель-предметник, только классный руководитель, только родители. Формирование личности происходит под влиянием всех институтов воспитания. Эти институты представлены в 4 блоке нашей структуры – блок «Организация деятельности с внешними учреждениями».
Выделение четвертого блока в структуре кажется нам важным в связи с тем, что воспитательная система – открытая система и важно было определить уровень влияния социума на воспитательный процесс.
Мониторинг правонарушений дает возможность анализа эффективности организации дополнительного образования в гимназии №4
Останавливаясь на поздравлении пресс-центра и ТВ студии в структуре внеклассного отдела хочу подробней рассказать об их деятельности. Прежде всего потому, что информационно-технический центр является основным звеном в системе взаимодействия всех структур и участников воспитательного процесса.
Информационный отдел осуществляет выпуск оперативной информации в виде: «Листка дежурного», «Пресс-центр сообщает», «Сегодня» и др., телевестей (тематические) заранее запланированные или оперативные, выпуск фильма к педсоветам, семинарам, родительским собраниям и другим мероприятиям. За год их получается не менее 20, в фильмах отражается деятельность гимназии по всем направлениям за истекший период. Это очень важно для всех «жителей» гимназии. Ребята самостоятельно продумывают содержание и структуру фильмов, вестей, газеты, придумывают вопросы, берут интервью, как у детей, так и у взрослых, являются ведущими программы.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что школьники разных возрастов наряду со взрослыми – педагогами являются субъектами деятельности воспитательной работы.
Анализируя деятельность за несколько лет работы нашего заведения, мы можем говорить об определенной системе воспитательного отдела. Наше учебное заведение функционирует в течение 15 лет, и за этот период была создана система воспитания – это целенаправленная, взаимосвязанная совокупность внеурочных воспитательных мероприятий, организующих досуг школьников. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную деятельность (не только досуг), разнообразную деятельность и общение (не только в школе, но и за ее пределами), влияние социальной среды. Говоря о многообразии воспитательной системы, остановимся подробнее на организации жизнедеятельности нашей воспитательной системы.
Вся работа строится по основным направлениям организации программы воспитания.
  1. Дидактическое – организация воспитательного процесса в учебном процессе. Главная задача: формирование социального и профессионального значимого сознания с опорой на социально- значимые чувства, имеющие профессиональную направленность. Методическая и технологическая подготовка педагогов и молодых специалистов, старшеклассников к воспитательной деятельности.
  2. Информационно-техническое – использование всех средств коммуникации для информирования о наиболее существенных, социально и профессионально значимых событиях, явлениях, процессах школы-гимназии. Главная задача: сформировать общественное мнение по наиболее важным проблемам жизни учебного заведения, определяющие характер воспитательного процесса, подготовка школьников к активной общественной жизни.
  3. Научно-исследовательское, учебно-методическое – организация исследований, научно-методических разработок, посвященных различным проблемам воспитательной работы в школе-гимназии не только педагогов, но и старшеклассников. Главная задача: изучение прогрессивных форм и методов работы, поиск показателей и критериев их эффективности, создание мониторинга. Воспитание навыков организации опытно, поисковой работы.
  4. Развитие традиций, ритуалов, атрибутики – поддержка, развитие лучших традиций школы-гимназии, ритуалов проведения массовых мероприятий, акций, имеющих воспитательную направленность. Главная задача: Воспитание чувства гордости, понимания, ответственности за высокое звание гимназиста, члена школьного актива, представителя гуманной профессии, формирование умений пропагандировать и организовывать традиционно-ритуальную деятельность.
  5. Культурно-эстетическое – организация системы
  6. Валеологическое — формирование понятий о здоровом дополнительного образования; создание музыкальных, художественных, танцевальных студий, клубов по интересам; спецкурсы, факультативы, проведение недели кафедр и многое другое. Главная задача: повышение уровня воспитанности, расширение кругозора гимназистов, самореализация личности ситуации успеха, организация досуга школьников во внеурочное время. образе жизни, психологической установки на его организацию, готовность к борьбе с негативными, патологическими впечатлениями, привычками. Овладение умениями и навыками организации здорового образа жизни. Главная задача: психологически и методически подготовить как педагогов, так и школьников к пропаганде и организации прежде своего собственного здорового образа жизни, к борьбе за здоровый образ жизни в окружающей среде, в процессе профессиональной деятельности.
  7. Экологическое – заключено в деятельности школы, направленное на охрану окружающей среды, воспитание чувства ответственности за все живое на планете. Создание эко-центра, эколабораторий. Главная задача: создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых личностных отношений в коллективе. Создание условий и оказание помощи (в том числе и собственным примером, образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни.
  8. Гражданско-патриатическое , правовое – связано с большинством описанных выше направлений. Главная задача: воспитание чувств гордости за великое прошлое Отечества, за достижения отечественной науки в различных отраслях, всемирное значение трудов великих русских ученых, выдающихся современников. Особо выделять школьников и выпускников школы-гимназии. Воспитание законопослушного гражданина, знающего свои права и обязанности, способного отстоять свои права и обязанности, свою гражданскую позицию. Формирование готовности к защите Родины, к добросовестной службе в рядах Российской армии, к защите ее чести и достоинства.
  9. Социально-профилактическое — заключено во взаимодеятельности школы-гимназии, органов образования, внутренних дел, психологической службы и др., направленное на предупреждение дезадаптивного поведения учащихся. Главная задача: формирование активной позиции в борьбе с асоциальными, аморальными проявлениями в жизни, деятельности, в бытовом общении школьников; помощь детям и семьям, попавшим в категорию группы «риска» и «трудные».
Подведя итог вышесказанному нами, совершенно очевидно, что без системы воспитательной работы полноценного члена общества, из подрастающего поколения не сформировать. Сегодня возникла острая потребность в реабилитации, воссоздании системы воспитательной работы, но на другой методической и идеологической основе, на других принципах ее организации. И здесь немаловажное значение имеет деятельность заместителя директора по внеклассной воспитательной работе, классных руководителей и воспитателей.
Прежде всего, остановимся на деятельности заместителя директора по внеаудиторной, воспитательной работе, то есть собственной деятельности.
Должность заместителя директора по внеклассной и воспитательной работе не сводится только к организации праздников и линеек, она является исследовательской и экспериментаторской. На протяжении всех лет работы на должности мною ведется рабочая тетрадь, которая является дневником экспериментатора, моей оперативной памятью.

Режим работы школы-гимназии:
Понедельник – 11.00 планерка учителей 1 смены, 12.30 – планерка внеклассного отдела, 13.20 — планерка учителей 2 смены. На планерках идет информация и анализ внеклассной деятельности прошедшей и предстоящей недели, обсуждение основных дел. На планерке отдела присутствуют организаторы-педагоги по параллелям, руководители технического центра, пресс-центра, театральной студии и других структур, где идет планирование, отчет и обсуждение предстоящих дел, распределение ответственных, решаются другие рабочие вопросы.
Вторник – 8.00 линейка (один раз в цикл, в самом начале), 20-минутка классных руководителей или «Вести». Например: тематика «Вестей» школьной ТВ-студии «Штрих» – «Нет наркотикам и СПИДу», «Подросток: твои права и обязанности», Учитель! Перед именем твоим…», «О чести, подвигах, о славе…», которые определены в обшешкольном воспитательном плане или по плану классных руководителей.
Среда – заседания совета актива по параллелям (1 смена в 14.00, после окончания занятий, 2 смена в 12.40 перед началом занятий. Заседания носят как обучающе-игровой характер, так и деловой, где идет обсуждение, планирование всех предстоящих дел, назначение ответственных, отчет и анализ о прошедших делах.
Четверг – производственные совещания. Работает также «Педагогическая мастерская» в рамках Совета классных руководителей – это практикумы, на которых происходит обмен опытом и обобщение работы не только маститых педагогов, но и работающих недавно, по тем вопросам, которые им удаются лучше всего. Например: классные часы по методике КТД или Н.Е.Щурковой из собрания «Пестрых дел», работа с родителями, организация работы с активом и т.д. Таки практикумы длятся 1 час 20 минут, бывает и по 2 часа. На таких практикумах зачастую присутствуют студенты-практиканты СУРГПИ, проходящие у нас педагогическую практику.
Пятница: 8.00 – административный совет, с 18.00 – внеклассные мероприятия. На административном совете всегда есть вопрос отдела внеклассной и воспитательной работы. Это могут быть вопросы: о работе с родителями «трудных» подростков; отчеты: актива, заместителя директора по ВР по своему функционалу; организации работы с педагогами, подготовки к педсовету и многое другое. Что касается внеклассных мероприятий – это различные дискотеки с конкурсами и концертными номерами, костюмированные представления для страшеклассников и учащихся среднего звена.
Суббота: день для внеклассных мероприятий и работы с родителями. Суббота – целый специально освобожденный день для спецкурсов и кружков. В настоящий момент их у нас 42. В нашем учебном заведении с каждым годом увеличивается число секций, клубов, кружков и студий. В течение всей недели идет посещение классных часов и уроков заместителем директора по ВР с целью оказания методической помощи педагогам, обмена опытом работы. Так выглядит циклограмма работы заместителя директора по воспитательной работе.

Стратегическое видение один из главнейших факторов успеха любого учреждения.
Инструменты, используемые для определения главной задачи, целей, анализа сильных и слабых сторон, возможностей и грозящих опасностей переносятся в сферу образования. Сами по себе эти инструменты просты и применять их не сложно. Причиной эффекта от их применения является та фокусировка, которую они придают общему мыслительному процессу. Они заставляют постоянно задаваться вопросами «Для чего?», «Какие цели преследуют?», «Для кого создается данное учреждение?»
Стратегическое планирование дает возможность сформулировать долгосрочные приоритеты и способствуют рациональным изменениям. Не имея педагогической диагностики в виде серии последовательно осуществляемых действия , нельзя спрогнозировать изменения, которые должны произойти в отношениях между субъектами образовательного процесса, в ценностных ориентациях коллектива и т.д. Деятельность воспитательной работы можно представить в виде следующей технологической цепочки в рисунке.
Принятие решений (уровень отличия от ожидаемых результатов – только коррекция – работа по отклонениям – подбор кадров – делегирование полномочий и т.д.), т.е. фиксируемые результаты, компоненты, рассматриваются нами не только для констатации фактов, но прежде всего – для принятия оперативных решений от педагога до директора.
Нами выстроена система стратегии и тактики развития коллектива. Развивая эту идею, педагогический коллектив разработал модель стратегии, учреждение не может быть уверено, что оно находится на верном пути для использования новых возможностей наилучшим образом.
Ведущие цели стратегического планирования определяют не только разработкой общего плана развития образовательного учреждения на некоторый временны период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений образовательных услуг, и их соответствие запросам потребителей. Для этого наше учебное заведение еще до начала нового учебного года в конце составляет проект плана на будущий учебный год по всем направлениям. Сначала поступают предложения от учащихся в лице совета актива, предметно-цикловых комиссий (в дальнейшем будем сокращенно называть ПЦК), затем все пересматривается и отбирается на Научно-методическом совете, утверждается на ПЦК и отдается административному совету. При стратегическом планировании уделяется особое внимание совокупности ключевых проблем и направлений работы. Выглядит это примерно так:
  • для начала определяют цели в обучении и воспитании, изучив социальный заказ путем анкетирования и опроса родителей, учащихся, преподавателей;
  • определяются пути к успеху, проанализировав слабые и сильные стороны, по возможности создавая ситуации успеха для учащихся и учителей, анализируя, есть ли реальные механизмы для применения в ситуации удач или неудач;
  • кадры: директор, проведя социометрию, определил лидеров в коллективе и опирается на них в организации важнейших дел, анализ анкет и автобиографий дало возможность планирования стажировок преподавателей в элитных школах России, переподготовку учителей; курсы повышения квалификации, аттестация с целью определения профессиональной пригодности для работы в инновационных условиях перехода школы в школу-гимназию; представление учителю право выбора новых технологий.
  • Направление работы и их перечень можно определить следующим образом:

 

Направление деятельности

Циклы работы гимназии
1
сентябрь
2
октябрь-ноябрь
3
ноябрь- декабрь
4
январь-февраль
5
март-апрель
6
апрель- май
1.       Педсоветы.
2.       Научно-методические советы.
3.       ПЦК.
4.       Экспериментальная научно-исследовательская деятельность.
5.       Административные советы.
6.       Работа с одаренными.
7.       Психологическая служба.
8.       Внеаудиторная (воспитательная работа)

В конце учебного года каждая служба, следуя определенному алгоритму составляет анализ деятельности по каждому направлению. Исходя из технологической цепочки управленческих шагов дает оценку своей деятельности, вносит предложения по улучшению своей деятельности. Все сведения об анализе, мониторингу каждой службы поступают в административный совет, где каждый заместитель по своему курируемому вопросу делает сводный анализ, вносит предложения, что позволяет делать коррективы, давать рекомендации, принимать решения и спрогнозировать дальнейший результат деятельности.
Точность прогноза, прежде всего, определяется обоснованностью предсказания, то есть научностью анализа, предполагающего знание не только внутренних закономерностей развития, но и учет внешних влияний, оказывающих косвенное воздействие, раскрытие взаимодействия между внутренними и внешними факторами. Точность прогноза связана с его надежностью, под которой обычно подразумевается степень вероятности предсказания. Она зависит от качества и количества прогностической информации, от эффективности прогностических методов.
Основной недостаток существующих планов педагогической деятельности состоит чаще всего в том, что они либо не предусматривают предупреждение или преодоление возникающих отклонений, либо представляют собой определенный набор мер, направленный лишь на блокировку отрицательных тенденций, превращающиеся подчас в борьбу не только с недостатками, но и с субъектами образовательного и воспитательного процесса. Такой подход не только мешает планированию оптимистической направленности, но и противоречит сущности педагогического мониторинга.
Существуют различные точки зрения на критерии оценки работы учителя, школы. Одни полагают, что исходным пунктом этих критериев должно стать «всестороннее развитие личности», другие такой основой считают «результативность», т.е. знания, умения, навыки учащихся, третьи провозглашают главным критерием «творческий подход учителя к проблемам обучения и воспитания».
Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать критерии оценки работы, в данном случае воспитательного процесса. Одним из таких показателей является анализ работы, как управленческой функции заместителя директора по воспитательной работе. Роль педагогического анализа на наш взгляд, чрезвычайно важна, потому что глубокий и обоснованный он способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно и эффективно воздействовать на его развитие. Мы считаем, что благодаря анализу в каждой конкретной ситуации могут конкретно приниматься эффективные решения тех или иных задач, стоящих как перед руководителем, так и перед рядовым педагогом, классным руководителем. Анализ работы отдела внеклассной работы связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием работы. Причем, если анализ глубокий, правильный, конкретный, то правильней и конкретней будут определены цели и задачи на очередной период, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.
Как показал анализ воспитательного процесса заместитель директора по воспитательной работе определяет:
  • результативность своей деятельности и всего коллектива, как педагогов, так и учащихся;
  • целесообразность проводимой педагогической работы;
  • условия, факторы, которые обусловили достигнутые результаты;
  • достижения и недостатки в организации воспитательного процесса, их причины;
  • неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшей работы.
Анализ работы заместитель директора по воспитательной работе осуществляет дважды: в середине, после полугодия и в конце учебного года.
Анализ осуществляется по следующему алгоритму:
  1. Информационная справка. Сколько классов комплектов. Общее впечатление: удовлетворительное (перечислить классы) и неудовлетворительное. Дается оценка деятельности организаторам — педагогам, классным руководителям с обязательным указанием фамилий (в сравнении с прошлыми годами).
  2. Анализ целей и задач. Через что реализовались, благодаря чему и кому, какие задачи на сегодня не решены, что мешает.
  3. Работа совета классных руководителей. Его цели и задачи, что удалось и не удалось, благодаря кому и чему.
  4. Спортивно-массовая работа. Очень удобно давать информацию в сравнении, в виде таблицы, за два-три последних года. Таблица

ГодВид спортаКлассКол-во человекРезультаты (места)Масшта-бы участия
МальчикиДевочки   
       

Дать оценку деятельности спортивных секций и их руководителей.
  1. Общешкольные мероприятия. Выделить традиционные, наиболее удачные и интересные разовые мероприятия, уровень их проведения, недостатки, если таковые имеются. Что удалось в течение года, что не получилось. Какие мероприятия соответствовали какому направлению воспитания (патриотическому, нравственному, эстетическому и т.д.), выделить классы и ступени наиболее активные в течение года.
  2. Дополнительное образование (работа кружкой и секций). Сколько всего кружков и секций, каких направлений, сколько учащихся в них занято, результаты деятельности (участие в концертах, выставках, фестивалях, поездки в другие города и т.д.).
  3. Работа школьного актива. Если в учебном заведении есть низшая ступень управления – ученическая, необходимо дать оценку его работы, благодаря кому и что удавалось, что не получилось и почему, какие меры необходимо принять. Как орган ученического самоуправления помогал функционировать наиболее интересно учебному заданию.
  4. Работа школьного пресс-центра. В этом разделе дается анализ деятельности школьного пресс-центра и телестудии. Взаимодействие с другими структурами школы-гимназии и города. Необходимо также выделить наиболее интересные «вести», удачные номера газеты «Детки», проблемы, которые существуют, планы и предложения на будущее. Отметить наиболее отличившихся членов школьного пресс-центра.
  5. Работа с «трудными» подростками и «неблагополучными» семьями. Анализируется список «трудных» подростков и «неблагополучных» семей, состоящих на внутри школьном учете и возможно, в городе. Состояние правонарушений, деятельность совета профилактики, взаимосвязь с общественными организациями города. Кому удалось помочь и в какой мере, что планируется сделать в будущем в этом направлении.
  6. Работа с родителями. Анализируется тематика родительских собраний, формы и методы работы, проведение родительского лектория, участие родителей в жизни учебного заведения. Отмечаются лучшие родители и родительские комитеты, семьи, которые были «самыми — самыми» (имеется в виду участие в спорте, музыкальных конкурсах и т.д.).
  7. Связь с общественными организациями. Поскольку воспитательная система является открытой, немаловажное значение приобретает социум. Анализируется деятельность в работе с другими учреждениями, ДК, ДСШ, Советом ветеранов, попечительским советом и другими общественными организациями.
И, наконец, как обобщение работы всего отдела можно представить в виде следующей таблицы.
Следующими критериями и показателями служат: уровень воспитанности, включенность в общешкольные мероприятия, уровень общей культуры «жителей» гимназии .
Реализуя миссию нашего учебного заведения, нам удается ведение нетрадиционных форм работы: «Уроки доброты», проводимые учащимися для своих учителей в самый главный праздник «День учителя», — это не просто урок математики, русского языка или истории – нет, это урок творчества, урок – сюрприз, когда ребята сами пишут сценарий, готовят подарки своими руками, выпускают газеты, поют и танцуют, вовлекают в свои игры-конкурсы учителей, накрывают столы к чаепитию; «Уроки любви» в день святого Валентина, конкурс «Мой самый классный классный», который проводится в течение всего учебного года и начинается с театрализованной и рисованной своему классному руководителю, а заканчивается наградной лентой и чествованием «Мой самый классный классный»; ярмарки творчества, проводимые в дни открытых дверей для родителей и гостей, когда каждый класс, с 1 по 11, готовит и показывает свой класс-салон – литературный, музыкальный, сказочный, ярмарочный, «математическое казино», «салон гадалок», музей «восковых фигур» и многое другое; т.е. каждый ребенок в классе отвечает за какое-нибудь одно маленькое но очень важное дело. В это день каждый родитель может увидеть свое чадо в деле, его творческую работу на выставке или на сцене. Это и есть на наш взгляд создание «ситуации успеха», как для учащихся, так и их родителей.
Проводя большую воспитательную работу, мы огромное значение придаем качеству проводимых мероприятий, дел и уровню воспитанности наших учащихся. Как определить результаты обучения – в общем, понятно: контрольные, экзамены, тесты и прочие известные м понятные средства. А как продиагностировать последствия воспитания?
Поэтому, мы посчитали целесообразным остановится на методике определения уровня воспитанности, предложенной Щурковой Н.Е. ( ).
В своей настольной книге для учителя «Классное руководство» (М., 1999г.) высказывает мысль о том, что общим объектом, который всегда наполняет работу педагога и детей является жизнь во всей своей проблематичности для человека. А в нашем случае проблема жизни есть взаимодействие педагога и детей – ежедневно, ежечасно, всеминутно. И для того, чтобы проверить содержание деятельности классного руководителя, проверить именно качественную сторону, обратимся к мотивационной сфере личности детей.
Анализ результатов показывает, что обстановка в гимназии складывается удовлетворительная, в то же время не может не беспокоить и тот факт, что есть и низкие показатели. Подвергались диагностике и старшеклассники. Им также была предложена методика Щурковой Н.Е. «Определение круга интересов».
Анкетировалось 85 учащихся из 9-го, 10-х и 11-го классов. Результаты распределились следующим образом: 31 учащийся оказался равнодушен к чему-либо; 10 учащихся что-либо кажется неинтересным и лишь 3 учащихся затруднялись в ответом.
Круг интересов распределился так: 1-е место занимает карьера – 80 учащихся; 2-е место – образование – 77 учащийся; 3-е место – экскурсии – 71 учащийся; 4-е место – спорт – 69 учащихся; 5-е место – живопись – 65 учащихся; 6-е место – деньги – 62 учащихся, ну и совсем не интересуют их митинги и забастовки, лишь 9 учащихся ответило, что их интересуют забастовки и 14 учащихся соответственно митинги. К анализу данных результатов следует подходить очень осторожно, необходимо учесть особенность нашего региона и города, т.к. в материальном плане, сегодня – это благополучный регион, а в духовном – здесь отсутствуют театры, нет балета, нет возможности слушать классическую и рок – музыку.
Радует то, что 48 учащихся занимаются наукой, часть из них очень серьезно, т.к. часто проводятся научные симпозиумы в рамках программы «Шаг в будущее», 50 уч-ся любят посещать музеи и выставки, 30 учащихся интересуются лирикой и сами могут писать стихи. Значит учебное заведение и классные руководители делают все возможное, исходя из особенностей региона для всестороннего развития школьников. И следовательно целесообразно перейти к оценке деятельности классных руководителей.
Деятельность классных руководителей и педагогов оценивается по нескольким методикам. Среди них – анкеты самооценки работы классного руководителя.
Анкетированию подверглись 87 педагогов – это классные руководители и их заменяющие учителя.
Следует отметить, что существует целый ряд методик по изучению уровня деятельности классного руководителя. Мы представляем пакет методик, которые используются в нашем учебном заведении, с помощью которых можно было корректировать работу заместителя директора по воспитательной работе в организации деятельности с классными руководителями, в «школе молодого специалиста».
Имея картину не за один год деятельности можно увидеть рост каждого классного руководителя.
Анализ уровня деятельности показал, что из 46 классных руководителей 43 опытных, 3 молодых специалистов, из них один первый раз ведет классное руководство.
С высоким уровнем деятельности работают 10 человек, двое по итогам года стали победителями конкурса «Самый классный классный», с низким уровнем деятельности работают 6 человек.
После того, как все классные руководители заполняют карту затруднений, очень легко спланировать теоретический и практический семинар по темам, которые вызвали наибольшее число затруднений. Например: «Организация, формы и методы работы с родителями». После теории обязательно следует практикум, т.е. все посещают открытое родительское собрание у того, кто лучше всех умеет организовать его в виде дидактической игры, «разговора по душам» или «круглого стола». Заканчивая разговор о мониторинге, хочется отметить, что такая система отслеживания и диагностика результатов дает возможность увидеть всех и каждого в системе воспитательного процесса, увидеть свое место и сравнить с результатами другого, сделать вывод, наметить дальнейшие шаги и выводы.
Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com

Комментарии