Прогнозирование и планирование как основная функция управления Организация деятельности по планированию и прогнозу. Исследовательская деятельность в гимназии.

Прогнозирование и планирование  как основная функция управления Организация деятельности по планированию и прогнозу. Исследовательская деятельность в гимназии.

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Одной из функций созидательного управления образовательным учреждением является планирование и прогноз учебно-воспитательного процесса. Планирование включает в себя осознание целей и путей стратегического развития, определение системы функционирования образовательной структуры, уточнение ресурсов, включающих не только материально-техническую базу, но и необходимый профессиональный уровень преподавательского состава. Кроме того, планирование предполагает прогнозирование результатов жизнедеятельности образовательного учреждения. Иными словами Планирование это обеспечение функционирования определенных свойств системы, под которыми понимаем:
  • систему внешних связей;
  • образовательную систему;
  • систему ресурсообеспечивающего управления;
  • социально-психологический климат и организационную структуру,
  • являющуюся стержнем внутренней школьной среды;
  • инновационную надстройку, которая помогает учебному заведению развиваться и совершенствоваться в зависимости от запросов социума.
Планируя деятельность гимназии, мы сопоставляем ее прежде всего с необходимыми стандартными результатами, прежним собственным опытом,  отслеживаем динамику изменений возможностей и потребностей всех участников педагогического процесса — это позволяет нам провести профилактику перегрузки жителей гимназии и обеспечить экономичность образовательного процесса, под экономичность нами понимается отношение результата образования и воспитания к самочувствию и саморазвитию учащихся и учителей.  Показателем экономичности является хорошее самочувствие всех. Или выражается, иносказательно «детям хорошо матери довольны». Планирование и прогноз призваны обеспечить социально значимый результат, который школа определяет сама.
Под социально значимыми результатами мы подразумеваем:
  1. Образовательные результаты, которые соответствуют образовательным стандартам и надбазовому компоненту;
  2. Создание хороших условий жизнедеятельности;
  3. Результаты в области потенциального личностного развития преподавателей и учащихся.
  4. Развитие и становление коллектива единомышленников
  5. Новый вклад в систему образования.
Показатели наиболее важных результатов являются — высокие учебные успехи, самосознание направленности личности, рост карьеры преподавателей, стабильная работа коллектива, востребованность и нужность развития креативных способностей каждого. Таким образом, через планирование и  прогноз формируется школьный стандарт образования, который выражается в модели выпускника и педагога. Через планирование по сути происходит уточнение требуемой в гимназии результативности. Результативность в нашем понимании есть отношение реального результата к требуемому результату  в учебной, методической, организационной и хозяйственной деятельности.
По нашему мнению любая образовательная среда должна быть адекватна образовательному процессу, т.е. при планировании мы должны учитывать:
  • какой уровень образования мы будем давать;
  • какие важнейшие функции будет выполнять каждый участник в системе образовательного процесса;
  • какие интересы и потребности учащихся и педагогов следует развивать;
  • какова должна быть система стимулирования каждого учащегося и работника гимназии;
  • какой конкретно вклад внесет член коллектива в усовершенствование чебно-воспитательного процесса.
  • Все это и составляет нашу генеральную стратегическую линию. По-другому весь процесс планирования нашей деятельности можно выразить в следующей схеме:

Как видно из схемы планирование, таким образом, охватывает все компоненты функционирования образовательного учреждения. Поэтому план для нас это целевая комплексная программа деятельности гимназии на перспективу и текущий период, которая охватывает все подсистемы школы и представляет описание действий стратегической направленности. Планированию предшествует анализ деятельности за прожитый период, который представляет  собой аналитико-прогностическое обоснование ожидаемых результатов и промежуточных ориентиров. Кроме мероприятий план содержит сведения о том, кто выполняет, когда, каким образом, в какие сроки и прописывает деятельность по отклонениям. Наглядным примером этого может служить одна из форм планирования учебной деятельности . Схема организации развития и прогноза учебной деятельности. Эта схема была составлена на основе направлений деятельности по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности. Созданию схемы способствовали анализ анкет о системе работы по выращиванию интеллектуалов.

ПАМЯТКА

Учителю-исследователю по организации работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся, имеющих повышенные учебные способности

  1. Познакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, объем внимания, карта интересов, профессиональная направленность).
  2. Организованность индивидуальную работу на уроке и во внеурочное время по:
  • определению меры трудности задания;
  • созданию индивидуального плана работы на уроке;
  • по продумыванию системы продуктивных упражнений.
  1. Проводить исследовательскую деятельность с учетом интересов ученика по следующим этапам:
  • организационному;
  • разработческому;
  • внедренческому;
  • диагностическому;
  • аналитическому;
  • итоговому.
  1. Консультировать родителей по вопросам определения:
  • круга чтения учащихся;
  • трудностей в учебе;
  • знакомства с индивидуальными особенностями;
  • рекомендаций по определению степени участия в учебной деятельности.
  1. Организовать мониторинг по влиянию исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
  2. Устраивать публичную презентацию итого исследовательской работы учащихся два раза в год.
Для более полного выполнения рекомендаций по схеме организации учебной деятельности были составлены памятки учителю-предметнику, классному руководителю и учителю-исследователю по организации работы развития интеллектуальных способностей учащихся, имеющих повышенные учебные способности. И это лишь одно из направлений плана. К любому планированию, в гимназии коллектив предъявляет следующие требования:
  1. Все мероприятия предусмотренные на текущий момент и перспективу должны быть актуальны социальному заказу внутренней и внешней образовательной среды;
  2. Они должны быть прогнозируемы (т.е. подвергаться методу экспертных оценок);
  3. Достаточно напряжены, чтобы дать максимальный результат;
  4. Реалистичны и выполнимы;
  5. Системны, т.е. должны отвечать образовательным ценностям школы;
  6. Контролируемы
  7. Чувствительны к сбоям (т.е. должны быть спланированы контрольные точки изменений и действий по ним;
  8. Носят стимулирующий и привлекательный характер;
  9. Хорошо структурированы и логичны.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что планирование в гимназии осуществляются на основе диагностических и рефлексивных  данных, что позволило создать творческие группы по различным психолого-педагогическим проблемам. Планируемые дела поддерживают развитие самостоятельности и методический рост учителя. Способствуют повышению и воспитанию интереса к  познанию и саморазвитию. Управленческая деятельность по планированию базируется, как отмечено выше, на оперативной разносторонней информации о различных аспектах деятельности педагогического коллектива. В основе планирования лежит анализ информации, полученной при посещении уроков, различных внеурочных мероприятий, собеседований с учителями, родителями, учащимися, проведение срезов, контроля документации, что и позволяет часто находить нестандартное решение проблем. Так рождаются и тетради оперативной памяти и планы индивидуальной работы учителя и ученика, технологии работы, листы карьеры. Сложившаяся в гимназии  гибкая система подведения итогов работы за  определенный промежуток времени способствует в свою очередь выработке необходимых оперативных мер по выполнению плана деятельности.
Особое место в деятельности гимназии занимает исследовательская деятельность. К ней привлекаются и учащиеся и преподаватели. Начиная с первого класса ученики занимаются исследованиями, они исследуют происхождение слов, придумывают различные дидактические игры, составляют технологию математических игр, изучают особенности деревьев края, придумывают технологию запоминания слов, изучают метод графических ассоциаций примеров. Тем  можно приводить множество. Такая работа  позволяет увеличить лексический запас, сформировать орфографическую зоркость, учит сравнивать и анализировать самостоятельно планировать свою деятельность, пользоваться справочниками, ставить цель и определять задачи, реализуемые в ходе исследовательской деятельности.
С начальной школы ученики знакомятся с такими понятиями как  целеполагание, гипотеза, понятийный аппарат, структура исследования, все это позволяет сформировать устойчивый познавательный мотив, прививать интерес к учебной деятельности. Ученье для школьников становится привлекательным. От класса к классу ученики совершенствуют навык исследования к 8 классу исследования  приобретают более профильную направленность. Учащиеся исследуют мышление, память  биопотенциалы растений, создает тестовые задания по предметам, экономические аспекты  забастовок, антропогенные воздействия  на водные экосистемы г.Сургута и многое другое. К 10-11 классу темы исследований становятся еще более серьезными.
Умение вести исследовательскую деятельность появляется не вдруг, — это кропотливый ежедневный  труд, сюда входят  креативные минутки на каждом уроке по 5-10 мин. для развития  аналитико-синтетической  деятельности , часы развития и творчества, где учащиеся постигают секреты развития способностей. Это и индивидуальная работа на факультативе и спецкурсы по выбору, начиная с 10 класса (см.приложение №8),  это  и зимняя сессия, где учащиеся сдают 2 экзамена по развитию речи и надпредметным умениям и навыкам.
В старших классах обучение учащихся качественно изменилось за счет введения спецкурсов по выбору, их в гимназии работает 55,  тематика спецкурсов выходит за рамки школьной программы, на спецкурсах используются такие формы сотрудничества как собеседование, консультации,  уроки-лекции,  семинары, тренинги, концерты, интервью, коллоквиумы, защиты исследовательских проектов. Знания учащихся расширяются за счет обязательного проведения на каждом уроке «креативных минут», что значительно способствует развитию самостоятельности и экономичности мыслительных процессов и сохранению высокого учебного мотива. «Креативные минутки» организуются в форме мозгового штурма, проблемной ситуации, аналитической деятельности, что и приучает учащихся нестандартно подходить к решению любой  учебной задачи.
Организована работа по индивидуальным планам в виде отчетов по исследовательским проектам. Зачеты и подведение итогов проходит дважды в год на зимних и весенних сессиях.
Зимняя сессия особая форма контроля развития общеучебных умений и навыков. В содержание сессии входят 2 экзамена, в сессии участвуют учащиеся с 1 по 11 класс.
Цели и задачи сессии:
  • подготовка учащихся к интеллектуальной деятельности посредством овладения надпредметными умениями.
  • Организация деятельности учащихся по проектно-исследовательскому принципу;
  • Формирование у учащихся умения постановки проблемы, анализа ситуации, формулировки гипотезы, планирования эксперимента, ведение исследований и оформление их результатов.
  • Организация проблемного общения в предметном поле.
Такая работа привела к повышению ответственности у учащихся и учителей за результаты своего труда.
Результаты исследовательских проектов оказывает значительное влияние на повышение уровня знаний, умений и навыков на общий     уровень развития младшего школьника, что и доказали победы учащихся прогимназии на городских и окружных олимпиадах по русскому языку, математике, информатике, художественному делу.
Следует, резюмируя все выше изложенное, отметить, что планирование    в гимназии имеет под собой программно-целевую основу, выступает как  фактор фиксации всей совокупной деятельности, педагогического коллектива и представляет собой основные  ориентиры,  по которым осуществляется процесс функционирования и развития гимназии. Интересен и тот факт, что планирование представляет собой программу реализации концептуативных образовательных  и управленческих  идей. С точки зрения поддержки инновационных процессов в гимназии планирование  является достаточно технологически проработанным методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса. Планируя свою деятельность, мы практически отвечаем на вопросы:
  1. Стоит ли реализовать то или иное направление деятельности и оправдало ли оно себя.
  2. В каких направлениях следует совершенствоваться?
  3. Когда и куда следует внести разумные коррективы на следующем этапе развития?
Отвечая на эти вопросы, мы осуществляем  обобщенный и качественный анализ своей деятельности, пытаемся  найти наиболее типичные и характерные особенности функционирования и развития нашего образовательного учреждения.
Вот почему в предлагаемом очерке мы не приводим образец  общешкольного плана работы и плана других, типичных для образовательных учреждений подразделений, а останавливаемся на планировании деятельности педагогов с учащимися, имеющими повышенные учебные способности, а также  приводим пример организации исследовательской деятельности уч-ся на протяжении всего образовательного процесса. По нашему мнению, это наиболее важный и наименее разработанный блок в системе оказания образовательных услуг любого учебного заведения.

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com

Комментарии