Направления работы кафедры гимназии
Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Кафедра, как структурная единица МОУ «Гимназия №4»- Место кафедры в структуре гимназии. Основные направления работы кафедры
- Структура кафедры
- Взаимодействие между элементами кафедры и между кафедрой и гимназией.
- Реализация содержания деятельности кафедры
- Внутренние документы кафедры
- Результаты деятельности.
- Место кафедры в структуре гимназии. Основные направления работы кафедры
Кафедра является структурной единицей гимназии. В организационной структуре гимназии №4 она занимает центральное положение (см. приложение 1), так как именно через кафедру осуществляется организация и руководство деятельностью как непосредственно педагогов, так и учащихся. Деятельность кафедры регулируется положением. На основе положения были разработаны направления и содержание деятельности кафедр. Тема и задачи каждой кафедры сформулированы в соответствии с темой и задачами гимназии.
В соответствии с центральным положением в организационной структуре, кафедре делегированы полномочия гимназии в рамках осуществления деятельности по своему предметному направлению. Заведующий кафедрой обладает правами заместителя директора и подчиняется непосредственно директору гимназии. Деятельность заведующего кафедрой и заведующего лабораторией кафедра строится на основе должностных инструкций
Следует отметить, что деятельность гимназии в целом и деятельность кафедр в частности строится и протекает под руководством научных руководителей. Официальными научными руководителями гимназии №4 являются:
-Научным руководителем по управлению является _____ профессор Уральского педагогического университета.
Научным руководителем по психологическому сопровождению учащихся является ______________ ректор института РАО.
Эксперт — ____________________. заместитель начальника управления общего и профессионального образования.
Вывод: кафедра есть структурная единица гимназии
- формирующая у учащихся представления о различных моделях окружающего мира;
- развивающая у учащихся потенциальные способности;
- осуществляющая методическую и организационную поддержку деятельности учителей;
- осуществляющая деятельность направленную на повышение квалификации учителей;
- ведущая педагогические исследования, направленные на повышение качества знаний учащихся и укрепление их психического и физического здоровья.
- Организационная структура кафедры
Деятельность сотрудников кафедры регламентируются должностными инструкциями. Они хранятся в отделе кадров.
При организации деятельности кафедр часто используется практика назначения постоянных или временных ответственных за отдельные направления деятельности. Например, постоянными ответственными за поддержку методической работы могут быть учителя-методисты, которые входят в состав кафедры (кафедра прикладных наук), ответственные за параллели (начальная школа). В особую подструктуру можно выделить временные творческие коллективы (ВТК) педагогов. ВТК образуются на период выполнения какого-либо задания, например, подготовки к педсовету или производственному совещанию. Состав ВТК непостоянен. Не постоянен и руководитель такого коллектива. Тем не менее следует отметить, что такая практика приносит очень хорошие результаты. Именно такими коллективами были разработаны алгоритмы надпредметных умений и навыков и критерии оценки к ним, собран банк методов активизации обучения, проведена предварительная работа по структуризации и технологизации многих направлений деятельности гимназии.
В идеале, материально — техническое оснащение кафедр должно быть следующим:
- компьютерное рабочее место лаборанта с ПО класса Office Pro 97;
- сканер, мощный принтер;
- ксерокс;
- видеодвойка;
- ТСО по профилю предметных лабораторий.
- Взаимодействие между элементами кафедры и между кафедрой и гимназией
Взаимодействие осуществляется на двух уровнях:
- Внешний уровень — Между кафедрой и гимназией:
- Производственные совещания.
- Психолого – педагогические семинары.
- Работа в творческих группах.
- Малые педсоветы
- Педагогические консилиумы.
- Большие педагогические советы.
- Административные советы.
- Заседания аттестационной комиссии.
- Научно – методический совет.
- Внутренний уровень — Внутри кафедры:
- различные формы работы с учащимися
- межличностное общение
- заседания лабораторий
- заседание совета кафедры
- общее заседание кафед
- Реализация содержания деятельности кафедры
А) Учебно – методическая деятельность имеет следующие направления
Урочная деятельность
Состоит в обеспечение учебного процесса на уроках и осуществляется на основе рабочих программ каждого педагога.
Система дополнительного образования
Включает в себя спецкурсы, факультативы, кружки, исследовательскую работу с учащимися, предметные декады. Деятельность по реализации дополнительного образования осуществляется на основе программ спецкурсов, факультативов, кружков, программ исследовательской работы с учащимися и программ проведения предметных декад.
Методическая деятельность имеет следующие направления:
Разработка дидактических материалов
Разработка методических материалов
Издательская деятельность.
Б) Научно – исследовательская работа ведется в соответствии с темой гимназии и темой кафедры в двух направлениях:
- научно – исследовательская деятельность учителей;
структура дневника примерно следующая:
- Титульный лист.
- Тема работы
- Ф.И.О. учителя
- Учебный предмет
- Примерное время эксперимента
- Экспериментальные и контрольные группы
- Образовательное учреждение.
- Введение.
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Цель
- Задачи
- Гипотеза
- Критерии оценки
- Методы исследования
- Психолого — педагогическая характеристика контрольных и экспериментальных групп.
- Результаты и описание работы на каждом конкретном этапе.
- временной интервал
- план работы
- входной контроль
- описание результатов (сравнительный анализ)
- дидактические материалы, используемые для контроля
- итоговый контроль
- отчет по итогам работы на конец этапа.
- Заключительный отчет о результатах исследования
- технологическая схема работы
- методические рекомендации
- комплект дидактических материалов.
промежуточные этапы работы докладываются на заседании кафедры, во время зимней сессии, на различных гимназических и городских мероприятиях.
- Внутренняя документация кафедры.
- Личная папка каждого учителя. Ее структура такова:
- визитная карточка
- характеристика
- план работы на год
- мониторинг успеваемости и качества
- лист личной карьеры
- внеклассная работа по предмету
- лист затруднений
- методические разработки
- отчеты о научно – исследовательской работе
- ксерокопии печатных работ
- ксерокопии удостоверений об окончании КПК
- ксерокопии (или оригиналы) грамот, дипломов и т.д.
- Папка лаборатории. Структура:
- титульный лист
- тема, цели, задачи гимназии, кафедры, лаборатории
- рекламный проспект
- кадровый состав лаборатории
- лист карьеры лаборатории
- сведения о курсовой подготовке
- сведения о научно — исследовательской работе педагогов и учебно — исследовательской работе учащихся учащиеся – знаменитости лаборатории
- учащиеся – знаменитости лаборатории
- сведения о деятельности каждого члена лаборатории.
- публикации
- анализы, справки, отчеты
- Папка кафедры.
- титульный лист
- тема, цели, задачи гимназии, кафедры
- структура кафедры
- визитка кафедры
- кадровый состав кафедры, визитки сотрудников кафедры
- лист карьеры кафедры
- сведения о курсовой подготовке
- сведения об НИР педагогов и УИР учащихся
- план работы кафедры
- мониторинг деятельности лабораторий
- учащиеся – знаменитости кафедры
- анализ учебно – методических проблем кафедры
- справки, отчеты, договоры, инструктивно — методические материалы (могут быть выделены в отдельную папку).
- Рабочая тетрадь заведующего кафедрой.
Добавляется (частично или полностью):
- календарь
- список телефонов
- личные сведения о сотрудниках и лицах взаимодействующих с кафедрой
- сведения о классном руководстве
- заведование кабинетами
- загрузка кабинетов по сменам и расписание звонков
- тарификация и табели учета рабочего времени
- общий и календарный план контроля и руководства
- план работы с педкадрами
- план работы кафедры
- таблица личного участия в общегимназических мероприятиях
- сведения о дополнительном образовании
- графики индивидуальных консультаций, занятий спецкурсов, кружков, факультативов, исследовательской работы с учащимися, подготовки и проведения предметных олимпиад и т. д.
- аттестация учителей
- работа с аспирантами
- циклограмма работы зав кафедрой
- календарный план работы гимназии на цикл
- личный календарный план работы.
- Результаты деятельности кафедры.
Планирование деятельности кафедры осуществляется согласно направлениям работы, определенным положением о кафедре
- предложений сотрудников. Эти предложения формируются на заседаниях предметных лабораторий. Затем план работы утверждается на общем заседании кафедры.
- Плана лаборатории, на основе планов работы кафедр формируется план работы гимназии. Это происходит на общем педагогическом совете.
Повестка каждого заседания формируется из двух частей:
- вопросов планового характера, согласно планам работы гимназии и кафедры;
- текущих вопросов.
- Заседание кафедры может быть организовано в любой из существующих форм. Чаще всего используется форма общего собрания, круглого стола или неформальное общение. Реже используется форма семинара и психологической гостиной.
В настоящий момент можно сказать, что на кафедре сложился достаточно стабильный и работоспособный коллектив. Текучесть кадров на протяжении последних 3 лет находится в пределах 7 % — 14% (т.е. 1 — 2 человека в год). Немало способствует стабилизации состава демократический стиль общения.
Большую роль в стабильной работе кафедры играют мониторинг деятельности каждого педагога по различным направлениям (они отражены в структуре внутренней документации кафедры) и стимулирование.
Стимулирование сотрудников осуществляется на уровне гимназии согласно предложений зав. лабораториями и зав. кафедрой. Наиболее часто используемые формы: дифференцированная премия за особые успехи и достижения, поощрение или благодарность, объявленные в приказе по гимназии.
Огромную роль играет мотивация деятельности сотрудников. Четко и ясно поставленные цели, ограниченный отрезок времени на их достижение, своевременные и достаточные по объему консультации по различным вопросам, доброжелательное отношение друг к другу внутри кафедры. Вместе с тем постоянный ненавязчивый контроль и своевременная похвала создают необходимый фон для плодотворной работы. Можно с уверенностью утверждать, что каждый член кафедры всегда получит необходимую в трудную минуту помощь.
Подробнее мотивационно — стимулирующую функцию рассмотрит Казанцев Ю.А.
Б) Собственно результаты деятельности отслеживаются по направлениям:
- результативность деятельности преподавателей
- результативность деятельности по предмету
- рост педагогического мастерства
- курсовая переподготовка
- призеры олимпиад и конкурсов, выпускники — медалисты
Все эти результаты можно увидеть в виде таблиц, справок, диаграмм в папках лабораторий и кафедр.
Приложение
Функциональные обязанности заведующего кафедрой
Заведующий лабораторией участвует:- в работе подразделений гимназии, определяющих вопросы перспективного развития;
- в научно-исследовательской работе;
- в организации учебной деятельности гимназии;
- в организации и выполнении хозяйственно — договорных работ и других работ на коммерческой основе.
- Представляет на утверждение
- индивидуальные планы работы сотрудников кафедры;
- план работы кафедры;
- предложения администрации по приему на работу, увольнению и перемещению работников кафедры;
- предложения по моральному и материальному поощрению сотрудников кафедры;
- предложения о мерах дисциплинарного воздействия.
- Заведующий кафедрой осуществляет:
- распределение учебной нагрузки преподавателей и других сотрудников кафедры, функциональные обязанности между ними;
- комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин, всех видов практических работ;
- рекомендации для плановой подготовки и повышения квалификации сотрудников кафедры.
- Контролирует:
- Своевременность и качество обучающей деятельности преподавателей и обученности учащихся;
- составляет расписание, график занятости кабинетов, распределяет нагрузки, контроль за посещаемостью и успеваемостью;
- деятельность кружков, клубов, факультативов и др. в рамках кафедры.
- Совместно с администрацией разрабатывает и корректирует:
- единые сквозные учебные планы по своему профилю;
- рабочие учебные программы.
- Обеспечивает:
- непрерывное совершенствование качества преподавания:
- повышение уровня обучения;
- организации самостоятельной и индивидуальной работы, организует внеурочную деятельность: (предметные декады, олимпиада, интеллектуальные конкурсы и т.д.)
- ведет мониторинг всех видов деятельности;
- отслеживает личную карьеру преподавателей;
- взаимозамену занятий;
- ликвидацию пробелов в знаниях у учащихся и проведение дополнительных занятий;
- работу научного общества учащихся;
- представление опыта в лаборатории на кафедре, в гимназии, в городе, в России.
- Организует работу по оснащению учебных кабинетов методическими пособиями и инвентарем.
- Несет ответственность:
- за результативность деятельности отдельных преподавателей и кафедры в целом;
- за подготовку и проведение итоговой и промежуточной аттестации учащихся;
- защиту научно-исследовательских проектов учащихся и учителей;
- за всю деятельность кафедры и подчиняется непосредственно директору гимназии;
- за аттестацию членов кафедры.
- Заведующий лабораторией участвует:
- в работе подразделений гимназии, определяющих вопросы перспективного развития;
- в организации научно-исследовательской работы;
- в организации учебной деятельности гимназии;
- Представляет на утверждение
- индивидуальные планы работы сотрудников лаборатории;
- план работы лаборатории;
- предложения заведующему кафедрой по приему на работу, увольнению и перемещению работников лаборатории;
- предложения о поощрении и дисциплинарном воздействии.
- Заведующий лабораторией осуществляет:
- определение учебной нагрузки преподавателей и других сотрудников лаборатории, функциональные обязанности между ними;
- комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин, всех видов практических работ по профилю лаборатории;
- рекомендации для плановой подготовки и повышения квалификации сотрудников.
- Контролирует:
- качество обучающей деятельности преподавателей и обученности учащихся;
- составляет расписание, график занятости кабинетов, распределяет нагрузки, контроль за посещаемостью и успеваемостью;
- деятельность кружков, клубов, факультативов и др. в рамках лаборатории.
- Совместно с заведующим кафедрой разрабатывает и корректирует:
- единые сквозные учебные планы по своему профилю;
- рабочие учебные программы.
- Обеспечивает:
- непрерывное совершенствование качества преподавания:
- повышение уровня обучения;
- организации самостоятельной и индивидуальной работы, организует внеурочную деятельность: (предметные декады, олимпиада, интеллектуальные конкурсы и т.д.)
- ведет мониторинг всех видов деятельности;
- отслеживает личную карьеру преподавателей;
- взаимозамену занятий;
- ликвидацию пробелов в знаниях у учащихся и проведение дополнительных занятий;
- работу научного общества учащихся;
- представление опыта в лаборатории на кафедре, в гимназии, в городе, в России.
- Организует работу по оснащению учебных кабинетов методическими пособиями и инвентарем.
- Несет ответственность:
- за результативность деятельности отдельных преподавателей и лаборатории в целом;
- за подготовку и проведение итоговой и промежуточной аттестации учащихся;
- защиту научно-исследовательских проектов учащихся и учителей;
- за всю деятельность лаборатории и подчиняется непосредственно заведующему кафедрой;
- за подготовку и аттестацию членов лаборатории.
Комментарии
Отправить комментарий