Направления работы кафедры гимназии


Направления работы кафедры гимназии



Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Кафедра, как структурная единица МОУ «Гимназия №4»
  1. Место кафедры в структуре гимназии. Основные направления работы кафедры
  2. Структура кафедры
  3. Взаимодействие между элементами кафедры и между кафедрой и гимназией.
  4. Реализация содержания деятельности кафедры
  5. Внутренние документы кафедры
  6. Результаты деятельности.

  1. Место кафедры в структуре гимназии. Основные направления работы кафедры
Тема гимназии: « Создание педагогического модуля на основе личностно – ориентированного подхода и системы технологий как фактор успешности для определения индивидуальной траектории развития личности».
Кафедра является структурной единицей гимназии. В организационной структуре гимназии №4 она занимает центральное положение (см. приложение 1), так как именно через кафедру осуществляется организация и руководство деятельностью как непосредственно педагогов, так и учащихся. Деятельность кафедры регулируется положением. На основе положения были разработаны направления и содержание деятельности кафедр. Тема и задачи каждой кафедры сформулированы в соответствии с темой и задачами гимназии.
В соответствии с центральным положением в организационной структуре, кафедре делегированы полномочия гимназии в рамках осуществления деятельности по своему предметному направлению. Заведующий кафедрой обладает правами заместителя директора и подчиняется непосредственно директору гимназии. Деятельность заведующего кафедрой и заведующего лабораторией кафедра строится на основе должностных инструкций
Следует отметить, что деятельность гимназии в целом и деятельность кафедр в частности строится и протекает под руководством научных руководителей. Официальными научными руководителями гимназии №4 являются:
-Научным руководителем по управлению является _____ профессор Уральского педагогического университета.
Научным руководителем по психологическому сопровождению учащихся является ______________ ректор института РАО.
Эксперт — ____________________. заместитель начальника управления общего и профессионального образования.
Вывод: кафедра есть структурная единица гимназии
  • формирующая у учащихся представления о различных моделях окружающего мира;
  • развивающая у учащихся потенциальные способности;
  • осуществляющая методическую и организационную поддержку деятельности учителей;
  • осуществляющая деятельность направленную на повышение квалификации учителей;
  • ведущая педагогические исследования, направленные на повышение качества знаний учащихся и укрепление их психического и физического здоровья.
  1. Организационная структура кафедры
 

Деятельность сотрудников кафедры регламентируются должностными инструкциями. Они хранятся в отделе кадров.
При организации деятельности кафедр часто используется практика назначения постоянных или временных ответственных за отдельные направления деятельности. Например, постоянными ответственными за поддержку методической работы могут быть учителя-методисты, которые входят в состав кафедры (кафедра прикладных наук), ответственные за параллели (начальная школа). В особую подструктуру можно выделить временные творческие коллективы (ВТК) педагогов. ВТК образуются на период выполнения какого-либо задания, например, подготовки к педсовету или производственному совещанию. Состав ВТК непостоянен. Не постоянен и руководитель такого коллектива. Тем не менее следует отметить, что такая практика приносит очень хорошие результаты. Именно такими коллективами были разработаны алгоритмы надпредметных умений и навыков и критерии оценки к ним, собран банк методов активизации обучения, проведена предварительная работа по структуризации и технологизации многих направлений деятельности гимназии.
В идеале, материально — техническое оснащение кафедр должно быть следующим:
  • компьютерное рабочее место лаборанта с ПО класса Office Pro 97;
  • сканер, мощный принтер;
  • ксерокс;
  • видеодвойка;
  • ТСО по профилю предметных лабораторий.
  1. Взаимодействие между элементами кафедры и между кафедрой и гимназией
Приложение
Взаимодействие осуществляется на двух уровнях:
  1. Внешний уровень — Между кафедрой и гимназией:
    • Производственные совещания.
    • Психолого – педагогические семинары.
    • Работа в творческих группах.
    • Малые педсоветы
    • Педагогические консилиумы.
    • Большие педагогические советы.
    • Административные советы.
    • Заседания аттестационной комиссии.
    • Научно – методический совет.
  2. Внутренний уровень — Внутри кафедры:
    • различные формы работы с учащимися
    • межличностное общение
    • заседания лабораторий
    • заседание совета кафедры
    • общее заседание кафед
  3. Реализация содержания деятельности кафедры
Согласно положению кафедра осуществляет свою деятельность в 3 направлениях:
А) Учебно – методическая деятельность имеет следующие направления
         Урочная деятельность
Состоит в обеспечение учебного процесса на уроках  и осуществляется на основе рабочих программ каждого педагога.
         Система дополнительного образования
Включает в себя  спецкурсы, факультативы, кружки, исследовательскую работу с учащимися, предметные декады. Деятельность по реализации дополнительного образования осуществляется на основе программ спецкурсов, факультативов, кружков, программ исследовательской работы с учащимися и программ проведения предметных декад.
         Методическая деятельность имеет следующие направления:
Разработка дидактических материалов
Разработка методических материалов
Издательская деятельность.
Б) Научно – исследовательская работа ведется в соответствии с темой гимназии и темой кафедры в двух направлениях:
  • научно – исследовательская деятельность учителей;
результаты деятельности фиксируются в дневнике учителя — экспериментатора
структура дневника примерно следующая:
  1. Титульный лист.
    • Тема работы
    • Ф.И.О. учителя
    • Учебный предмет
    • Примерное время эксперимента
    • Экспериментальные и контрольные группы
    • Образовательное учреждение.
  2. Введение.
    • Объект исследования
    • Предмет исследования
    • Цель
    • Задачи
    • Гипотеза
    • Критерии оценки
    • Методы исследования
  3. Психолого — педагогическая характеристика контрольных и экспериментальных групп.
  4. Результаты и описание работы на каждом конкретном этапе.
  • временной интервал
  • план работы
  • входной контроль
таблицы результатов контрольных и экспериментальных групп согласно сформулированным критериям
  • описание результатов (сравнительный анализ)
  • дидактические материалы, используемые для контроля
  • итоговый контроль
  • отчет по итогам работы на конец этапа.
  1. Заключительный отчет о результатах исследования
    • технологическая схема работы
    • методические рекомендации
    • комплект дидактических материалов.
Результаты работы фиксируются в журнале исследовательской работы и в конце учебного года осуществляется защита исследовательских проектов;
промежуточные этапы работы докладываются на заседании кафедры, во время зимней сессии, на различных гимназических и городских мероприятиях.
  1. Внутренняя документация кафедры.
Внутрикафедральными документами являются:
  1. Личная папка каждого учителя. Ее структура такова:
    • визитная карточка
    • характеристика
    • план работы на год
    • мониторинг успеваемости и качества
    • лист личной карьеры
    • внеклассная работа по предмету
    • лист затруднений
    • методические разработки
    • отчеты о научно – исследовательской работе
    • ксерокопии печатных работ
    • ксерокопии удостоверений об окончании КПК
    • ксерокопии (или оригиналы) грамот, дипломов и т.д.
  2. Папка лаборатории. Структура:
    • титульный лист
    • тема, цели, задачи гимназии, кафедры, лаборатории
    • рекламный проспект
    • кадровый состав лаборатории
    • лист карьеры лаборатории
    • сведения о курсовой подготовке
    • сведения о научно — исследовательской работе педагогов и учебно — исследовательской работе учащихся учащиеся – знаменитости лаборатории
    • учащиеся – знаменитости лаборатории
    • сведения о деятельности каждого члена лаборатории.
    • публикации
    • анализы, справки, отчеты
  • Папка кафедры.
    • титульный лист
    • тема, цели, задачи гимназии, кафедры
    • структура кафедры
    • визитка кафедры
    • кадровый состав кафедры, визитки сотрудников кафедры
    • лист карьеры кафедры
    • сведения о курсовой подготовке
    • сведения об НИР педагогов и УИР учащихся
    • план работы кафедры
    • мониторинг деятельности лабораторий
    • учащиеся – знаменитости кафедры
    • анализ учебно – методических проблем кафедры
    • справки, отчеты, договоры, инструктивно — методические материалы (могут быть выделены в отдельную папку).
  1. Рабочая тетрадь заведующего кафедрой.
Рабочая тетрадь фактически является банком оперативных сведений по всем направлениям работы кафедры. Структура – произвольна. Она разрабатывается каждым зав.кафедрой самостоятельно в зависимости от специфики кафедры. Тетрадь может повторять структуру папки кафедры в расширенном или сокращенном варианте. Как правило – в расширенном.
Добавляется (частично или полностью):
  • календарь
  • список телефонов
  • личные сведения о сотрудниках и лицах взаимодействующих с кафедрой
  • сведения о классном руководстве
  • заведование кабинетами
  • загрузка кабинетов по сменам и расписание звонков
  • тарификация и табели учета рабочего времени
  • общий и календарный план контроля и руководства
  • план работы с педкадрами
  • план работы кафедры
  • таблица личного участия в общегимназических мероприятиях
  • сведения о дополнительном образовании
  • графики индивидуальных консультаций, занятий спецкурсов, кружков, факультативов, исследовательской работы с учащимися, подготовки и проведения предметных олимпиад и т. д.
  • аттестация учителей
  • работа с аспирантами
  • циклограмма работы зав кафедрой
  • календарный план работы гимназии на цикл
  • личный календарный план работы.
  1. Результаты деятельности кафедры.
 А) Организация деятельности.
Планирование деятельности кафедры осуществляется согласно направлениям работы, определенным положением о кафедре
  • предложений сотрудников. Эти предложения формируются на заседаниях предметных лабораторий. Затем план работы утверждается на общем заседании кафедры.
  • Плана лаборатории, на основе планов работы кафедр формируется план работы гимназии. Это происходит на общем педагогическом совете.
Периодичность заседаний кафедры — 1 раз в цикл. Фактически — кафедра собирается  в течение цикла от 1 до 3 раз. Это зависит от количества вопросов, требующих принятия коллективного решения.
Повестка каждого заседания формируется из двух частей:
  • вопросов планового характера, согласно планам работы гимназии и кафедры;
  • текущих вопросов.
  • Заседание кафедры может быть организовано в любой из существующих форм. Чаще всего используется форма общего собрания, круглого стола или неформальное общение. Реже используется форма семинара и психологической гостиной.
Подготовка к заседанию осуществляется согласно рангу и характеру вопросов. Как правило, вопросы глобального характера рассматриваются под руководством зав.кафедрой. Вопросы, носящие внутрикафедральный характер готовятся заведующими лабораторий. Часто, если требуется подготовка шире и глубже, чем общеинформационного характера, кафедра разбивается на творческие группы и прорабатывает вопрос или каждый член кафедра получает индивидуальное задание. Затем, на общем заседании формируется коллективное решение.
В настоящий момент можно сказать, что на кафедре сложился достаточно стабильный и работоспособный коллектив. Текучесть кадров на протяжении последних 3 лет находится в пределах 7 % — 14% (т.е. 1 — 2 человека в год). Немало способствует стабилизации состава демократический стиль общения.
Большую роль в стабильной работе кафедры играют мониторинг деятельности каждого педагога по различным направлениям (они отражены в структуре внутренней документации кафедры) и стимулирование.
Стимулирование сотрудников осуществляется на уровне гимназии согласно предложений зав. лабораториями и зав. кафедрой. Наиболее часто используемые формы: дифференцированная премия за особые успехи и достижения, поощрение или благодарность, объявленные в приказе по гимназии.
Огромную роль играет мотивация деятельности сотрудников. Четко и ясно поставленные цели, ограниченный отрезок времени на их достижение, своевременные и достаточные по объему консультации по различным вопросам, доброжелательное отношение друг к другу внутри кафедры. Вместе с тем постоянный ненавязчивый контроль и своевременная похвала создают необходимый фон для плодотворной работы. Можно с уверенностью утверждать, что каждый член кафедры всегда получит необходимую в трудную минуту помощь.
Подробнее мотивационно — стимулирующую функцию рассмотрит Казанцев Ю.А.

Б) Собственно результаты деятельности отслеживаются по направлениям:
  • результативность деятельности преподавателей
  • результативность деятельности по предмету
  • рост педагогического мастерства
  • курсовая переподготовка
  • призеры олимпиад и конкурсов, выпускники — медалисты

Все эти результаты можно увидеть в виде таблиц, справок, диаграмм в папках лабораторий и кафедр.
Приложение

 

 Функциональные обязанности заведующего кафедрой

 Заведующий лабораторией участвует:
  • в работе подразделений гимназии, определяющих вопросы перспективного развития;
  • в научно-исследовательской работе;
  • в организации учебной деятельности гимназии;
  • в организации и выполнении хозяйственно — договорных работ и других работ на коммерческой основе.
  1. Представляет на утверждение
  • индивидуальные планы работы сотрудников кафедры;
  • план работы кафедры;
  • предложения администрации по приему на работу, увольнению и перемещению работников кафедры;
  • предложения по моральному и материальному поощрению сотрудников кафедры;
  • предложения о мерах дисциплинарного воздействия.
  1. Заведующий кафедрой осуществляет:
  • распределение учебной нагрузки преподавателей и других сотрудников кафедры, функциональные обязанности между ними;
  • комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин, всех видов практических работ;
  • рекомендации для плановой подготовки и повышения квалификации сотрудников кафедры.
  1. Контролирует:
  • Своевременность и качество обучающей деятельности преподавателей и обученности учащихся;
  • составляет расписание, график занятости кабинетов, распределяет нагрузки, контроль за посещаемостью и успеваемостью;
  • деятельность кружков, клубов, факультативов и др. в рамках кафедры.
  1. Совместно с администрацией разрабатывает и корректирует:
  • единые сквозные учебные планы по своему профилю;
  • рабочие учебные программы.
  1. Обеспечивает:
  • непрерывное совершенствование качества преподавания:
  • повышение уровня обучения;
  • организации самостоятельной и индивидуальной работы, организует внеурочную деятельность: (предметные декады, олимпиада, интеллектуальные конкурсы и т.д.)
  • ведет мониторинг всех видов деятельности;
  • отслеживает личную карьеру преподавателей;
  • взаимозамену занятий;
  • ликвидацию пробелов в знаниях у учащихся и проведение дополнительных занятий;
  • работу научного общества учащихся;
  • представление опыта в лаборатории на кафедре, в гимназии, в городе, в России.
  1. Организует работу по оснащению учебных кабинетов методическими пособиями и инвентарем.
 
  1. Несет ответственность:
  • за результативность деятельности отдельных преподавателей и кафедры в целом;
  • за подготовку и проведение итоговой и промежуточной аттестации учащихся;
  • защиту научно-исследовательских проектов учащихся и учителей;
  • за всю деятельность кафедры и подчиняется непосредственно директору гимназии;
  • за аттестацию членов кафедры.
 Приложение  Функциональные обязанности заведующего лабораторией

  1. Заведующий лабораторией участвует:
  • в работе подразделений гимназии, определяющих вопросы перспективного развития;
  • в организации научно-исследовательской работы;
  • в организации учебной деятельности гимназии;

  1. Представляет на утверждение
  • индивидуальные планы работы сотрудников лаборатории;
  • план работы лаборатории;
  • предложения заведующему кафедрой по приему на работу, увольнению и перемещению работников лаборатории;
  • предложения о поощрении и дисциплинарном воздействии.

  1. Заведующий лабораторией осуществляет:
  • определение учебной нагрузки преподавателей и других сотрудников лаборатории, функциональные обязанности между ними;
  • комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин, всех видов практических работ по профилю лаборатории;
  • рекомендации для плановой подготовки и повышения квалификации сотрудников.

  1. Контролирует:
  • качество обучающей деятельности преподавателей и обученности учащихся;
  • составляет расписание, график занятости кабинетов, распределяет нагрузки, контроль за посещаемостью и успеваемостью;
  • деятельность кружков, клубов, факультативов и др. в рамках лаборатории.

  1. Совместно с заведующим кафедрой разрабатывает и корректирует:
  • единые сквозные учебные планы по своему профилю;
  • рабочие учебные программы.

  1. Обеспечивает:
  • непрерывное совершенствование качества преподавания:
  • повышение уровня обучения;
  • организации самостоятельной и индивидуальной работы, организует внеурочную деятельность: (предметные декады, олимпиада, интеллектуальные конкурсы и т.д.)
  • ведет мониторинг всех видов деятельности;
  • отслеживает личную карьеру преподавателей;
  • взаимозамену занятий;
  • ликвидацию пробелов в знаниях у учащихся и проведение дополнительных занятий;
  • работу научного общества учащихся;
  • представление опыта в лаборатории на кафедре, в гимназии, в городе, в России.

  1. Организует работу по оснащению учебных кабинетов методическими пособиями и инвентарем.
 
  1. Несет ответственность:
  • за результативность деятельности отдельных преподавателей и лаборатории в целом;
  • за подготовку и проведение итоговой и промежуточной аттестации учащихся;
  • защиту научно-исследовательских проектов учащихся и учителей;
  • за всю деятельность лаборатории и подчиняется непосредственно заведующему кафедрой;
  • за подготовку и аттестацию членов лаборатории.
 Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com Направления работы кафедры гимназии


Комментарии