Деятельность руководителя по созданию педагогического коллектива

Деятельность руководителя по созданию педагогического коллектива

Автор: Лошакова Тамара Федоровна
www.Loshakova.com
Рассматривая педагогический коллектив, как объект управленческой деятельности, предназначенный для удовлетворения запросов и потребностей учащихся, нами проведен ряд исследований в рамках стратегического планирования по созданию педагогического коллектива, способного к реализации миссии учебного заведения в условиях перехода к новому типу.
На уровне деятельности учителя рождается тот реальный процесс управления, который становится объектом исследования специалистов в области управления школой.
В качестве спорных характеристик коллектива мы определили следующие: организационное объединение, интеллектуальное единство; группа; эмоциональное единство; взаимодействие; общие и личные ценности; психологическое единство; межличностные отношения; достижение общей цели, волевое единство; совместная деятельность.
На основе вышеперечисленных характеристик мы рассматриваем коллектив как — группу, организованную для совместной деятельности, имеющую психологическое, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство, где межличностные отношение регулируются общественно-ценными и личностно-значимыми общими целями.
Педагогический коллектив вместе с тем имеет свои специфические особенности. Учителя являются членами, как взрослого, так и детского ученического коллектива. При этом, выступая равными друг другу в своем профессиональном коллективе, в среде учащихся они являются руководителями, направляющим совместную деятельность учащихся.
Результативность деятельности педагогического коллектива отличается известной отсроченностью /латентным периодом/. Качество их работы проявляется в последующей деятельности учащихся. Сплоченность коллектива затруднена некоторыми особенностями профессиональной деятельности: работа в разные смены; наличие индивидуального рабочего места; различие в области преподаваемых дисциплин; общность интересов со своим классным коллективом и коллективом родителей; конкурентная заинтересованность в эффективности и результативности знаний и умений учащихся только по своему предмету; различные уровни профессиональной компетенции; различие по стажу, возрасту, характеру, темпераменту, отношением к делу, жизненному опыту. Бытует мнение, что: учитель ответственен только за свой предмет; результат работы каждого учителя зависит только от его личных усилий, подготовки, способности, при этом, не рассматривается влияние системы организации образовательного процесса, вследствие взаимодействия всех членов педагогического коллектива.
Кроме того, педагогический коллектив отличается тем, что его состав характеризуется высоким образовательным и общекультурным уровнем. Коллектив формируется на основе особого типа социальной деятельности, отличающейся ярко выраженным творческим характером. Эффективность педагогической деятельности в большой степени зависит от стиля и характера взаимоотношений, складывающихся в педагогическом коллективе.
К числу наиболее значимых характеристик коллектива, считаем целесообразным отнести признаки коллектива единомышленников: организованность; согласованность; гуманистическая целеустремленность; сплоченность; единство взглядов, ценностных ориентаций, идей; удовлетворенность своим положением в коллективе; оптимистическое настроение; развитое общественное мнение; низкий уровень конфликтности; эффективность и результативность работы; значимость выполняемой работы; приверженность идее культа качества; сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности; организационная культура; социальный контроль; общие традиции, ритуалы; взаимопонимание между коллегами и учащимися; возможность самореализоваться.
Поиск признаков коллектива единомышленников был затруднен скудностью аналитических характеристик, не достаточностью и не конкретностью описания условий для создания такого коллектива, отсутствием модели педагогического коллектива.
Обращает на себя внимание необходимость синтеза теоретического и эмпирического материала, имеющегося в арсенале современного школоведения в силу того, что рассмотрение условий для становления педагогического коллектива определяет ряд препятствий для проникновения новых подходов к созданию и управлению педагогическим коллективом единомышленников. Среди которых: традиционность имиджа учителя; приверженность знакомым рутинным педагогическим принципам формирования коллектива; жесткие стандарты организационной структуры; изоляция учителя в профессиональной деятельности; консервативное представление о методах управления педагогическим коллективом; отсутствие связи между реформаторами и учителями, внедряющими нововведения; искусственность барьеров между учителями-предметниками и между учебными предметами.
Начался поиск эффективных методов и средств для модельного отображения педагогического коллектива, коллектива единомышленников, способного к реализации миссии учебного заведения и удовлетворения запросов потребителей.
Выработка модели педагогического коллектива заключалась в составлении сравнительной характеристики межличностных отношений, диагностике личностных качеств, рефлексии деятельности, мотивации работы учителей в данной школе, стиле взаимоотношений, рейтинге профессиональных качеств, составлении психологического портрета коллектива, создании коллектива единомышленников, формировании
собственной организационной структуры.
На основе системного подхода разработан алгоритм формирования педагогического коллектива через создание единого информационного поля, имиджа каждого члена коллектива и всей организации, ситуации успеха, выращивание собственной образовательной среды. Исследования по изучению коллектива предопределили создание адаптивной модели педагогического коллектива, состоящей из восьми взаимосвязанных блоков.

Рисунок

педагогический коллектив

1 блок включает в себя характеристики по возрасту, по стажу, полу. Выработано единое мнение, что коллектив должен быть разновозрастным, с целью сохранения преемственности между поколениями, традициями, профессионального имиджа.
2 блок Психологический портрет на первый взгляд кажется пестрым, противоречивым. В реальных условиях разность типов мышления, темперамента, эмоциональной устойчивости является не взаимоисключающим, а взаимодополняющим фактором, позволяющим коллективу находиться в хорошем творчески активном, работоспособном состоянии.
3 блок Принципы деятельности выработаны коллективно в ходе деятельностной игры. По сути, это свод законов организации. Использование принципов деятельности апробировано при взаимопосещении учителей, аттестации учителей, опросе учащихся и родителей.
Принципы деятельности могут быть изменены в зависимости от изменившихся условий. Перенос принципов деятельности в другие учебные заведения не желателен в случае, если они не совпадают со стратегической целью организации.
4 блок. Система умений учителей. Включает организационные, профессиональные, коммуникативные, прогностические, менеджерские, маркетинговые и другие умения, разработанные на основе анализа научных источников и собственного опыта.
5 блок. Мотивация. Придавая первостепенное значение проблеме мотивации, как основе создания коллектива единомышленников, мы исследовали приоритетные мотивы в период его развития, что позволило на этапе стабилизации коллектива выработать собственный свод мотивов работы учителей, среди которых: психологическая атмосфера, возможность самореализации, система оплаты по результатам; работа требует творческого подхода, признание и одобрение
хорошо выполненной работы, хорошие отношения с руководителем, хорошая методическая служба, возможность повышения интеллектуального и профессионального уровня, стабильность отрасли.
6 блок Личностные качества выработаны коллективом на основе методов наблюдения самооценки и взаимооценки.
7 блок Стили взаимоотношений выработаны на основе метода обобщений независимых характеристик.
8 блок Профессиональная компетентность выработана на основе методов наблюдения рефлексии, рейтинга, научной экспертизы.
При разработке модели педагогического коллектива использовали методы: наблюдения, анкетирования, тестирования, научной экспертизы, рейтинга, самооценки, обобщения независимых характеристик, педагогический эксперимент.


Описание структуры модели

I БЛОК

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
 ПО ВОЗРАСТУ : Возрастные категории:
до 30 лет — __ человека, 30 — 39 лет ____ человек,
40 — 49 лет — ___ человек, 60 — 69 лет — 1 человек.
ПО СТАЖУ: Стаж педагогической работы преподавателей:
до 2-х лет     — 13 человек,
от 2 до 5 лет  — 22 человека,
от 5 до 10 лет — 15 человек,
свыше 10 лет  — 54 человека.
МУЖЧИН: 12 человек.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
— полные семьи с детьми     — 67;    — неполные семьи с               — 10;
— матери-одиночки               — 1;      — семьи без детей      — 11;
— холостые — 15

II БЛОК

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

  1. Темперамент:            2. Тип мышления:
флегматиков 25                   логический — 19%
меланхоликов 50                 художественный — 11%
холериков 25            смешанный — 70%
  1. Эмоциональная устойчивость /по Айзену/:
эмоционально устойчивы   — 16%             нормостеники — 41%
эмоционально не устойчивы — 43%           интровертов — 59%
амбивертов               — 29%              экстравертов — 12%
  1. Уровень работоспособности:
творчески работающих — 10%
работоспособных     — 27%
лидеров              — 21%
не довольных или малодовольных жизнью — 40%
  1. Стрессоустойчивость:
стрессоустойчивость высокая — 9%          выше среднего — 36%
средняя — 42%                                   ниже среднего — 13%
  1. Искренность:
искренних                — 32%
ситуативно-искренних       — 31%
не искренних            — 47%


III БЛОК

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Актуальности. Демократичности. Гуманности. Целенаправленности. Духовного единства. Компетентности. Доверяй, но проверяй. Коллегиальности решений и единоличия ответственности. Умеешь сам — научи другого /принцип взаимопомощи/. Саморекламы и самооценки. Педагогики сотрудничества Заинтересованности новыми дисциплинами через изучения спроса на рынке труда. Взаимопомощи и сотрудничества. Взаимоконтроля. Взаимоуважения. Использования новых технологий. Стимулирования /экономическое, морально-психологическое и т.д./ Ориентации не удовлетворение потребностей региона. Принцип сотрудничества на основе равенства и уважения. Направленности работы педколлектива, учащихся, родителей на конечный результат. Принцип ответственности каждого.

IV БЛОК

СИСТЕМА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ

Применять современные методы и формы обучения. Разрабатывать авторские программы. Передавать знания. Использовать знание методики. Анализировать. Делать выводы. Сравнивать. Обобщать. Контролировать. Связывать предмет с жизнью. Использовать межпредметные связи. Работать на компьютере. Работать с аудио- видеотехникой. Оказывать первую медицинскую помощь. Создавать наглядность. Находить и использовать нужные источники знаний. Организовать свою деятельность. Организовать деятельность учащихся. Формировать коллектив. Работать с родителями, особенно с родителями-спонсорами. Применять нужные методические приемы. Владеть педагогической техникой. Вырабатывать собственные методические приемы. Вести диалог, беседу, дискуссию. Соблюдать этические нормы. Учитывать особенности личности. Осуществлять педагогическую коррекцию. Создавать собственный имидж. Быть эмоционально-устойчивым. Оценивать ситуацию. Принимать критику. Владеть вербальными средствами общения /разрешать конфликты, предвидеть конфликтные ситуации, поощрять/. Владеть невербальными средствами общения. Владеть психологией общения. Убеждать. Слушать. Самосовершенствоваться. Находить выход из нестандартных ситуаций.

V БЛОК

МОТИВАЦИЯ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА

  • психологическая атмосфера;
  • возможность самореализации;
  • конкуренция;
  • личностные качества членов коллектива;
  • необходимость реагирования на изменения в сфере образования;
  • система оплаты по результатам;
  • работа требует творческого подхода;
  • признание и одобрение хорошо выполненной работы;
  • хорошая информированность;
  • хорошие отношения с руководителем;
  • любовь к детям;
  • люблю передавать свои знания;
  • нравятся отношения в школе /комфортность в коллективе/;
  • хорошая методическая служба;
  • хорошее методическое обеспечение;
  • возможность повышения интеллектуального и профессионального уровня;
  • близость к собственному ребенку, который учится в этой школе;
  • длительность отпуска в летнее время;
  • материальное обеспечение /зарплата, снабжение, льготы/;
  • стабильность отрасли /не грозит безработица/;
  • выход на пенсию по выслуге лет;
  • общение с молодым поколением;
  • возможность в рамках учебных программ побывать за рубежом и по стране /расширение кругозора, разнообразие впечатлений/.

VI БЛОК

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ

  • Гуманность,  — уравновешенность,
  • дипломатичность,  — работоспособность,
  • доброта,  — обладание прозорливостью,
  • интеллигентность, — интеллектуальность,
  • трудолюбие; — физическое здоровье,
  • честность, — решительность,
  • гибкость ума, — идейность,
  • разумная требовательность, — терпение,
  • чуткость,  — скромность,
  • внимательность,  — профессиональный кураж,
  • ответственность за свое дело,  — риск,
  • аккуратность, — креативность,
  • самокритичность,  — любовь к детям,
  • эрудированность, — объективность в отно-
  • коммуникабельность, шениях,
  • компетентность,  — выдержка, тактичность,
  • высокий профессионализм, — уважение к детям,
  • ораторские способности  — высокое чувство долга,
  • эстетический вкус, — принципиальность,
  • чувство юмора, — корректность в отноше-
  • артистичность, ниях к коллегам коллегам,
  • творческое мышление, — чувство меры,
  • целеустремленность,  — эстетичность,
  • душевная щедрость,  — чувство собственного до-
  • четкая дикция, стоинства.

 VII БЛОК СТИЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Партисипативный; адаптивный; ситуативный; демократический.

III БЛОК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Медаль «Ветеран труда»: 10 человек
Звание «Отличник народного просвещения»: 16 человек
Звание «Старший учитель»: 7 человек
Звание «Учитель-методист»: 4 человека
Звание «Заслуженный учитель»: 3 человек
Грамота Министерства просвещения: 6 человек
Учителя высшей категории – 31 человек
Учителя первой категории — 32 человек
Учителя второй категории — 35 человек
Исследования коллектива предопределили создание адаптивной модели собственного педагогического коллектива, дополненную новыми представлениями о наиболее эффективном построении модели. Выстроенная блочная модель является своего рода алгоритмом для эффективного управления человеческой деятельностью с целью достижения конкретных результатов в стремлении к гармоничному развитию организации.
Данная модель может быть использована любой организацией, ориентирующейся на долговременное, успешное развитие.
Рассмотрим результаты наших исследований по созданию модели педагогического коллектива.
Особенно полезным для изучения коллектива явилось многоаспектное и комплексное изучение коллектива учителей на протяжении трех лет.
Для подтверждения значимости личных качеств педагогов для модели педагогического коллектива проведены микроисследования среди учащихся по проблеме: «Как влияет на восприятие учебного материала Ваше отношение к учителю, его личностные качества?» Из 198 опрошенных учащихся 184 /90%/ утвердительно ответили на вопрос, показав прямую зависимость личностных и профессиональных качеств учителей.
Сравнение входной диагностики личностных качеств педагогов, через самооценку своих недостатков /Приложение 8/ и рефлексивную деятельность учителей спустя два года /Приложение 9/, позволило сделать вывод, что в коллективе в значительной степени преодолен информационный синдром, сформированы педагогически значимые личностные качества учителей, произошла инвентаризация педагогических технологий, сделаны попытки выращивания собственной образовательной среды, создан доброжелательный микроклимат взаимоотношений.
Дальнейший поиск путей изучения коллектива был обращен к определению рейтинга профессиональных качеств учителя через оценку учащихся, самооценку учителя и оценку администрации /таблица 8/.

Уч-сяУчительАдм.
Умение требо-вать в сочетании с уважением
Любовь к детям
-Умение доход-чиво излагать
материал
-Чувство долга
-Умение плани-ровать работу
-Терпение
-Оптимизим
-Доброжелате-льность
-Потребность в развитии /имидж
-Желание изме-нить мир к лучшему


Сравнение показателей за три года, показывает смену в подходах и оценке профессиональных качеств учителей. Если на 1 этапе исследований главными были:
для учащихся:  терпение, чувство долга, оптимизм, доброжелательность;
для учителя: умение доходчиво излагать материал, чувство долга, умение планировать работу; для администрации : чувство долга, терпение, умение доходчиво излагать материал,
то на 2 этапе наблюдается смена ценностных ориентаций в определении профессионально-значимых качеств учителя.
Для учащихся, учителей и администрации на первое место выступают такие качества: любовь к детям, умение требовать в сочетании с уважением, желание изменить мир к лучшему; оптимизм, потребность в развитии.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что наблюдается тенденция к сближению оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Проведенные микроисследования по изучению влияния умений учителей на результативность обучения через анализ урока по «обучающей деятельности педагога» и «результативно-личностному показателю» подтвердили практически полную зависимость влияния умений учителя на результативность обучения: — из 141 исследованного учителя школы-гимназии и учителей других школ у 136 показатель профессиональных умений соответствует показателю результативности.
Анализ исследований позволяет сделать вывод: успешность овладения профессиональными умениями дает возможность более быстрого перехода, к высокому уровню деятельности, профессиональной результативности.
Дальнейшие поиски характеристик модели педколлектива заключались в исследовании личностных качеств педагогов, микроисследования стояли в анализе учителей школы проводился по вопросу «Какие приемы личного воздействия на учеников Вы используете в своей деятельности?» Ретроспективный анализ опыта учителей школы и собственного опыта дает основание сделать вывод: чем быстрее учитель научится управлять личностными качествами, тем быстрее пойдет процесс его профессионального роста.
Для определения стиля взаимоотношений учитель-ученик был проведен опрос учащихся:
1 этап /ноябрь 1993 г./ — участвовало 290 учащихся; 2 этап /май 1995 г./ — участвовало 253 учащихся.
Приводим сравнительные данные опроса по определению рейтинга стилей взаимоотношений /таблица 9/.

Таблица
Стиль взаимоотношенийРейтинг
2этап2этап3этап
Уважительно-тактичное411
Справедливо-требовательное по делу722
Доброжелательно-понимающее633
Категорически-безразличное155
Нейтрально-безразличное277
Всепрощенчески-попустительское366
Заинтересованное844
Высокомерное-надменное588

Из анализа сравнительных характеристик видно, что сменились акценты во взаимоотношениях от категорически-подчиняющего, нейтрально безразличного, всепрощенчески-попустительского к уважительно-тактичному, справедливо-требовательному, доброжелательно-понимающему. Смена акцентов во взаимоотношениях учитель-ученик явилась одним из компонентов смены мотивов учения учащихся.
Приведенная сравнительная характеристика по межличностным отношениям, показывает, что по сравнению с 1 этапом коллектив стабилизировался. 75% занимает предпочтительное положение, т.е. пользуется авторитетом. Значительно снизился процент
отверженных и находящихся за кругом общения /25%/ — это, в основном, новые преподаватели /увеличение штата при введении новых предметов/. /Таблица 10/.

Таблица
Характеристики
1 этап
Колич исслед
2 этап3 этап
Лидеров
Предпочитаемых
Середняков
За кругом общения
Отверженных

6
9
10
26
2
13
18
19
6
8
22
15
12
1

Результаты микроисследования учащихся и учителей о преобладающих и ожидаемых стилях взаимоотношений следующий /таблица 11/:
Таблица
Стили
взаимоотношений
Предпочитаемые стили
Учителями
Учащимися
Демократический
Авторитарный
Адаптивный
Партисипативный
Ситуативный
Либеральный
33%
1%
12%
10%
43%
1%
82%



11%
7%

Анализ микроисследований позволил выделить предпочитаемые стили взаимоотношений: демократический, партисипативный, ситуативный, адаптивный.
Одной из важных составляющих модели педагогического коллектива мы считаем мотивацию. Определение истинных побуждений к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения позволила определить, что же побуждает человека к труду, позволяет создать прагматические модели мотивации.
Исследования мотивов удовлетворения профессиональных потребностей проводились в три этапа:
На первом этапе /1993 г./ приоритетными мотивами были: заработная плата; стабильность отрасли; длительность отпуска; возможность выхода на пенсию по выслуге лет.
На втором этапе, через 1,5 года, /1994 г./ результаты нашего исследования внутренних, внешних и сопутствующих стимулов были следующие:
  • внутренние стимулы:
  • успех ребенка — моя заслуга;
  • возможность учиться, повышать свой профессиональный уровень;
  • возможность общения;
  • внешние стимулы:
  • уважение;
  • зарплата;
  • возможность управлять.
  • сопутствующие стимулы:
  • эта профессия мне больше всего подходит;
  • режим работы, график отпусков;
  • стабильность отрасли и доходов.
На третьем этапе /через 2,5 года/ учителями в ходе деятельностной игры были выработаны мотивы работы учителей в данной школе-гимназии: психологическая атмосфера; возможность самореализации; конкуренция; личностные качества членов коллектива; необходимость реагирования на изменения в сфере образования; система оплаты по результатам; работа требует творческого подхода; признание и одобрение хорошо выполненной работы; хорошая информированность; хорошие отношения с руководителем; любовь к детям; желание передавать свои знания; хорошие отношения в школе /комфортность в коллективе/; хорошая методическая служба, методическое обеспечение; возможность повышения интеллектуального и профессионального уровня; близость к собственному ребенку, который учится в этой школе; длительный отпуск в летнее время; материальное обеспечение /зарплата, снабжение, льготы/; стабильность отрасли /не грозит безработица/; выход на пенсию по выслуге лет; общение с молодым поколением; возможность в рамках учебных программ побывать за рубежом и по стране /расширение кругозора, разнообразие впечатлений/.
Эти исследования позволили рассеять стойкое заблуждение, что деньги всегда побуждают человека трудиться усерднее. Зарплата является лишь одним из важных факторов мотивации. Это подтверждает и иерархия потребностей в менеджменте, где на первом месте стоит возможность самовыражения.
Вышеназванные мотивы удовлетворения потребностей не случайны, они обусловлены продуманной системой создания психологического микроклимата в коллективе.
На основании исследования различных подходов к определению понятия «коллектив», мотивов его деятельности, а также собственные наблюдения за деятельностью коллектива подтвердили необходимость использования в своей практике методы управления, направленные на создание психологического микроклимата в коллективе. Учет эмоционально-психологического настроя коллектива, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения, позволяет определить ценностные ориентации, моральные нормы и интересы членов коллектива. Особенно это важно в условиях перехода в инновационный режим, связанный с повышенной тревожностью, напряженностью, эмоциональной неустойчивостью. Об этом красноречиво говорят наши исследования настроения коллектива, через цветограмму настроения, в разные периоды /таблица 12/.

Выбор цветаСоответствующее настроениеВ период неопределенности результатовВ период успеха ситуации
Красный
Желтый
Зеленый
Синий
Черный
Восторженное
Спокойное, светлое.
Уравновешенное
Грустное
Унылое, тревожное

13%
31%
25,3%
21%
20,4%
26,3%
38,6%
10,2%
4,2%

Приведенные выше данные таблицы, подтверждают недопустимость нахождения коллектива при инновационном режиме в неопределенном состоянии, необходимо постоянное прогнозирование ситуации успеха и ее создание на каждом измеримом периоде деятельности.
Все многочисленные ситуации взаимодействия преподавателей отслеживаются через систему тестов по определению психологического климата в коллективе /Приложение 7/.
Учитывая результаты психологического исследования педагогического коллектива нами составлен психологический портрет, вошедший в модель педагогического коллектива. В качестве опорных были использованы следующие компоненты: типа темперамента, эмоциональной устойчивости, типов и типологий людей, стрессоустойчивости, уровня работоспособности, типа мышления.
Таким образом, можно заключить, что значение человеческого фактора в педагогическом управлении является основополагающим, и основанное на знании законов технологии педагогического управления, позволяет определить направления в деятельности организации в целом и у отдельных учителей, имеющих высокий уровень тревожности в частности, предотвратить нежелательные для учебного заведения последствия, грозящие неудовлетворенностью работой, увольнением. Мы считаем, целесообразным перейти к анализу признаков коллектива единомышленников.
На 1 этапе нами рассматривалось 8 признаков коллектива единомышленников /1993 г./ и поэтому приводим в таблице данные за 1993 г. лишь по восьми параметрам: организованность; сплоченность; оптимистическое настроение; эффективность работы; общие традиции, праздники; взаимопонимание между коллегами и учащимися; возможность самореализоваться.
В ходе практической деятельности изучения менеджерских подходов к созданию коллективов, появилась необходимость введения еще 10 компонентов, на наш взгляд, в полной мере дополняющих характеристику коллектива единомышленников /таблица 13/.

Таблица
ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
Признаки1этап1этап2этап2этап3этап3этап
выраженывыраженывыраженывыраженывыраженывыражены
1. Организованность, согласованность, гуманистическая целеустремленность
2. Сплоченность, единство взглядов, ценностных ориентаций.идей, удовлетворенность своим положением в коллективе.
3.Оптимистическое настроение,
развитое общественное мнение,
низкий уровень конфликтности.
 4.Эффективность и результативность работы, значимость выполняемой работы, приверженность идее культа личности,
5.сближение оценок в нравственной и деловой сфере в подходе к целям и задачам совместной деятельности
6.организационная культура,
социальный контроль.
7.Общие признаки, традиции, ритуалы.
8.Взаимопонимание между коллегами и учащимися.

9.Возможность самореализоваться

Результаты сравнительной диагностики позволяют высказать ряд суждений: до начала нововведений коллектив не отличался единомыслием, слабо была выражена готовность к сотрудничеству, решимость разделять интересы других, не проявлялась настойчивость в достижении эффективных результатов дела, иными словами существовал внутренний психологический барьер. Высказанные суждения на основе анализа признаков коллектива единомышленников подтверждают необходимость вышеизложенной диагностики и исследований коллектива.
Представленные результаты многократного эксперимента по проверке разработанных автором моделей выпускника и педагогического коллектива, наряду с теоретической значимостью, показали свои прикладные ценности в области педагогического управления организационными формами образовательной системы.
Экспериментальная проверка разработанных моделей показала, что они обладают прогностическими способностями стратегического планирования руководителей школы.

Комментарии