Формы и приемы проведения производственных
совещаний
Автор: Лошакова Тамара
Федоровна www.Loshakova.com
Механизм управления
реализуется через функции управления, которые знакомы каждому управленцу.
Анализ научной литературы по управлению показал, что наряду с общепринятыми
функциями управления появились новые. Все чаще мы читаем названия:
«проблемно-ориентированный анализ», «планово-прогностическая функция»,
«аналитико-диагностическая функция». И дело не в новых названиях, а в тех
акцентах, которые они расставляют. В своей работе мы выделяем аналитико-диагностическую функцию
как основополагающую
Именно анализ и диагностика,
проводимые регулярно, позволяют по нашему мнению, добиваться определенных
результатов в области качества знаний и успеваемости.
Особое место в управленческой работе
в нашей гимназии занимают производственные совещания.
Производственное совещание – это
коллективный орган, где рассматриваются вопросы по разным направлениям
деятельности образовательного учреждения.
Разработано положение о
производственном совещании.
Целями
и задачами производственного совещания являются:
·
анализ
успеваемости и качества знаний по итогам цикла;
·
внедрение в
практику достижений педагогической науки и педагогического передового опыта;
·
принятие решений
о приоритетных направлениях в деятельности учебного заведения;
·
объединение
усилий педагогического коллектива гимназии на повышение уровня
учебно-воспитательной и производственной работы.
Как видно из задач, производственные
совещания проводятся по итогам входного контроля и по итогам циклов согласно
плану работы гимназии. В работе производственного совещания принимают участие
все члены коллектива. Участники производственного совещания имеют право вносить
на рассмотрение вопросы, связанные с улучшением работы гимназии.
Итогом
работы производственного совещания является принятие решения.
В процессе совещания или ряда
совещаний ставится задача проработать различные подходы, варианты для
определения стратегии деятельности на предстоящий период. Это предполагает
серьезную предварительную работу.
В период подготовки к
производственному совещанию идет сбор и анализ информации на уровне учителя,
руководителей предметных лабораторий, заведующих кафедрами, заместителей
директора по сменам, заместителя директора по учебно-производственной работе. К
собираемой информации предъявляются определенные требования: информация должна быть релевантной,
актуальной, структурированной и ранжированной, должна обеспечивать переход от
выявления проблем к их решению.
Создается информационный
бланк, который позволяет определить проблемы, над которыми необходимо в данный
момент работать, определить меру помощи и коррекции. На производственном
совещании идет не просто фиксация каких-то цифр, а производится анализ
успеваемости, роста качества знаний и потерь. Определяется, благодаря чему
произошел рост качества знаний, почему снизилась успеваемость в том или другом
классе, что необходимо предпринять, чтобы исправить положение. В аналитической
работе принимают участие все члены коллектива. Никто не остается безучастным.
Администрация гимназии много
делает для создания режима мотивации, для всех участников производственного
совещания, дабы каждый ощущал и осознавал, что именно от него зависит решение
той или иной проблемы.
Потенциальные возможности
учащихся являются отправной точкой для анализа и эффективности уровня обученности. В рамках
личностно-ориентированного обучения выделены группы учащихся, имеющих одну-две
«3» и одну-две «4», определяются учащиеся, которые занимаются нестабильно.
Ведется планомерная работа по
«выращиванию» отличников, хорошистов. Отслеживаются пропуски уроков по
неуважительной причине.
Мы стремимся, чтобы каждый
ученик был в поле зрения и учителя, и классного руководителя, и администрации.
Первое
производственное совещание обязательно посвящается итогам входного контроля. По
режиму работы школы на первом уроке проводится по всем предметам входной контроль.
Цели
входного контроля:
1.
Определить объем
сохранения и потери учебной информации.
2.
Определить
проблемы по темам, терминологии, понятийному аппарату.
Входной контроль дает возможность:
·
скорректировать
приемы и методы деятельности преподавателя;
·
уточнить материал
необходимый для актуализации ЗУНов в первые недели учебы;
·
позволяет
спланировать изучение тем по предмету с учетом пробелов в знаниях учащихся.
·
Помогает
совершенствовать систему обратной связи.
Но входной контроль пройдет впустую, не будет иметь действенного
значения, если не будет тщательного анализа для корректировки дальнейшей
деятельности.
Считается, что падение качества знаний на 7% - знания устойчивые, до
20% - относительно устойчивые, 20% - неустойчивые.
Результаты входного контроля оформляются в цветные таблицы,
устойчивость знаний прослеживается по классу, по параллели, по предмету, по
учителю.
Производственные совещания – это не дежурное мероприятие. На нем
вырабатывается коллективное мнение, рассматриваются разные точки зрения.
Работа на производственном совещание идет в группах, они могут
организовываться или по кафедрам, или по параллелям /параллель 1-х , 5-х, 7-х
классов и т.д./, или создаются творческие группы в зависимости от цели
производственного совещания.
В качестве подтверждения вышесказанного остановлюсь на 2-х последних
производственных совещаниях по итогам 4 и 5 циклов этого учебного года.
Совещание по
итогам 4 цикла.
Цель: определить круг проблем, в связи с итогами 4 цикла, найти пути их
решения для успешного окончания учебного года и минимальной реализации учебных
возможностей каждого ученика.
План проведения совещания:
I часть – Анализ итогов 4 цикла.
1.
Общая
справка об итогах 4 цикла.
2.
Анализ
итогов 4 цикла заведующими предметных лабораторий и классными руководителями,
где есть снижение качества знаний и успеваемости. (И заведующие предметных
лабораторий, и классные руководители ведут свой мониторинг качества знаний
учащихся).
II часть
- Аналитическая работа в группах.
1 группа, классные руководители, где произошло снижение качества
знаний, разрабатывают алгоритм по повышению качества знаний.
2 группа, руководители кафедр, заведующие предметными лабораториями,
разрабатывают алгоритм работы с резервом.
3 группа, 4 группа, преподаватели, определяют причины потери качества
знаний учащимися и вырабатывают предположение путей повышения качества знаний.
Для этого производственного совещания составлена таблица
«Неиспользованные резервы», где прописаны по классам учащиеся, с повышенными
учебными способностями, учащиеся, имеющие одну оценку «4», одну-две «3». Эта
таблица имеется у каждой группы.
Составленные группами
алгоритмы обсуждаются, дорабатываются, утверждаются и применяются в работе.
По итогам 5 цикла
производственное совещание прошло по другому сценарию. Цель этого совещания:
проследить динамику качества знаний по итогам 5 цикла за 2 года, определить
меру помощи классам, где произошло снижение качества знаний.
Был дан общий анализ итогов 5
цикла в сравнении с 5 циклом прошлого учебного года и с результатами 4 цикла. В
целом идет повышение качества знаний. Снижение качества знаний произошло только
в параллели 5-х классов по сравнению с 3-им классом. Это можно объяснить
адаптационным периодом, изменением состава учащихся. (После 3-его класса часть
сильных учащихся выбыла.) эти данные итогов 5 цикла, за исключением параллели
5-х классов, не вызывают сильного беспокойства. Общие итоги показывают, как
образовательное учреждение сработало в целом.
Затем была проведена диагностика качества знаний по параллелям за 3
года.
Параллель 7-х классов. Из пяти 7-х классов только в двух качество
знаний повысилось, в трех пошло на снижение. Это хорошо видно на графике. Мы
часто используем графическую диагностику. Именно графическая диагностика дает
возможность отследить «движение класса», сравнить результаты параллели и всей
школы в целом. Особенно резко произошло снижение качества знаний в 7-В классе.
Эта наша боль. Повышение и снижение качества знаний – каждый из этих аспектов
становится предметом разговора с обоснованием и выводами. Проведенный анализ по
7-В классу позволяет определить наши действия: замена классного руководителя,
ликвидация пробелов в знаниях учащихся через консультативный–пункт, лист рекомендаций учителей-предметников каждому
ученику на лето. Приложение №1., Приложение №2.
Для нас важна
объективность. Резкое повышение качества не всегда является предметом гордости,
а иногда даже становится предметом изучения.
Снижение качества знаний
тоже не всегда может быть огорчительно, т.к., возможно, возрос уровень
требований, предъявляемый к ученикам. Критерий оценки стал более жестким и т.д.
Успех любого учреждения,
в том числе и образовательного, находится в адекватной зависимости от кадрового
потенциала, от своевременности качества повышения его квалификации. Мы
различаем учебу «внешнюю» - так называемую учебу на выезде, и учебу
«внутреннюю», завязанную на использовании резервов и возможностей, таящихся в
процессе и результатах рефлексивно-аналитической деятельности учителя. Как
«внешней», так и «внутренней» учебе придается у нас большое значение.
И производственные
совещания наряду с аналитико-диагностической направленностью носят обучающий
характер, служат для «внутренней» учебы учителей, служат целенаправленному,
практико-ориентированному обучению учителей на основе исследования и
проигрывания, анализа и коррекции «живой» деятельности учителей через обмен
опытом, представление своего опыта, через соотнесение своего опыта с чужим. Из
карты затруднений, которые заполняет каждый учитель, была составлена общая
карта запросов учителей – тех проблем, неумений, которые затем были вынесены на
производственное совещание.
«Внутренняя» учеба ставит своей целью организацию творческой учебной
деятельности, сотворчества, активного участия в организации учебного процесса,
коллективного осмысления и коллективного обучения в режимах обучения и
рефлексии практической деятельности участников этой учебы.
В процессе обучения рассматриваются разнообразные вопросы
профессионального взаимодействия педагогов и выполнение творческих работ в
режиме исследования и самоконтроля.
В том числе:
·
Учитель
и оценка. Единый подход к оценке, критерии оценки.
·
Контроль
и его виды.
·
Дидактическое
и методическое оснащение урока.
·
Организационная
деятельность учителя на уроке.
·
Профкомпетентность.
·
Педагогический
контроль за качеством знаний учащихся и др.
На производственном совещании, где обсуждался вопрос «Учитель и
оценка», работали группы по параллелям. На столах классные журналы, таблицы с
фамилиями учащихся по классам, имеющих одну «3», одну «4», снизивших учебу, и
сводные таблицы. Учителям предлагается проанализировать журналы за 2 цикла,
найти лучшие примеры:
·
по
накопляемости оценок;
·
по
объективности выставления оценок;
·
по
использованию разных форм деятельности;
·
по
работе учителя над качеством знаний.
Предлагалось отметить и худшие примеры.
Затем озвучивание находок как положительных, так и
отрицательных.(Приложение №3)
Оценка своего рода символ и в то же время мерило, позволяющее
определить степень успешности обучения. Учитель может по-разному использоваться
этим инструментом. Однако надо знать требования, предъявляемые к оценке. В
группах обсуждались требования к оценке, затем озвучивание этих требований.
Решение производственного собрания:
1.
Оценивание
производить на всех этапах урока.
2.
Довести
до сведения учащихся критерий оценок ЗУН учащихся.
3.
Своевременно
выставлять оценки в журнале. Соблюдать сроки выставления за письменные и
контрольные работы. Не допускать впредь,
чтобы оценка появилась только к концу цикла.
4.
Председателям
ПЦК провести зачет-практикум по видам контроля.
В процессе такого анализа каждый учитель увидел себя, как он оперирует
оценкой. Это лучше любого контроля, который проводит администрация.
Работа с оценкой едва ли не самая сложная проблема в деятельности
учителя.
После каждого мероприятия у нас принято проводить рефлексию, которую
используем как экспертизу. Для нас важно мнение как своего учителей, так и
гостей. Из рефлексии извлекаем информацию, как о росте, так и о перспективе работы.
После проведения производственного совещания, на котором в форме
деловой игры «Полет на Луну» рассматривался вопрос, умеет ли учитель готовиться
к уроку, в рефлексивных листах, в которых обычно 3 графы: Удалось – Не удалось
– Пожелания себе, ПЦК, администрации, учителя писали:
Удалось:
·
соотнести
свои знания о подготовке к уроку с мнениями коллег и общепринятыми
требованиями, услышать полный анализ работы всех преподавателей;
·
проанализировать
свою деятельность, увидев недостатки в соей работе;
·
выявить ошибки
в контроле ЗУН (для себя);
·
деловая
игра очень помогла;
·
восстановить в памяти этапы урока;
·
хорошо
удалось вскрыть причины отставания в учебе учащихся;
·
ненавязчиво,
увлекательно, своевременно, уважительно затронули самые важные вопросы и дали
ответы.
Не удалось:
·
Выслушать
всех представителей из-за нехватки времени.
·
Определить
уровень способности каждого ученика (слишком мало времени с момента начала
работы).
·
На всех
уроках внедрить активные формы работы с учащимися и др.
Пожелания себе, ПЦК, администрации.
Себе: более тщательно работать над выбором формы урока.
ПЦК: более активно обмениваться опытом.
Администрации: помочь в обеспечении
дидактическими материалами, опираться на положительное в каждом из нас.
В ходе «внутренней учебы» администрация получает
возможность диагностировать состояние учебного процесса, профессиональную
готовность и интересы педагогов. Педагоги в режиме свободного участия,
используя активно-игровые методы, вне иерархического давления осуществляют
коллективный поиск новых форм и методов деятельности.
В анкете «Что для вас производственное
совещание» учителя ответили:
·
посмотреть
на других и себя показать;
·
это
возможность соотнести результаты своей работы с результатами коллег;
·
это
возможность узнать состояние учебно-воспитательного процесса в целом по
гимназии, и по сменам, и по параллелям;
·
это
возможность высказывать свое мнение, услышать по этому вопросу мнение других.
·
это
возможность узнать что-то новое, помнить свое значение в области педагогики,
методики, технологии;
·
участие
в принятии решений, которые выносятся для всего коллектива.
·
держать
руку на «пульсе».
Диагностика и анализ собственной
деятельности, деятельности гимназии в целом, определение процессов и тенденций
в организации учебно-воспитательного процесса, простраивание необходимых и
возможных способов применения,
управленческая коррекция. Весь этот путь позволяет гимназии на основе
анализа достижений и проблем знать и видеть, на каком этапе
находится образовательное учреждение, каждый учитель, как сочетаются традиции и
удалось ли создать обстановку глубокой заинтересованности большинства членов
педагогического коллектива.
Именно в ходе коллективного управленческого
общения мы:
·
составляем
с коллективом нормы и правила деятельности;
·
выдвигаем
управленческие требования;
·
отстаиваем
определенные ценности;
·
осуществляем
обучающую деятельность;
·
через
стимулирование способствуем развитию успеха;
·
диагностируем
состояние коллектива, получаем необходимую информацию для анализа ситуации в
школе.
Автор: Лошакова Тамара
Федоровна www.Loshakova.com
Комментарии
Отправить комментарий