Формы и приемы проведения производственных совещаний

Формы и приемы проведения производственных совещаний
Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com


            Механизм управления реализуется через функции управления, которые знакомы каждому управленцу. Анализ научной литературы по управлению показал, что наряду с общепринятыми функциями управления появились новые. Все чаще мы читаем названия: «проблемно-ориентированный анализ», «планово-прогностическая функция», «аналитико-диагностическая функция». И дело не в новых названиях, а в тех акцентах, которые они расставляют. В своей работе мы  выделяем аналитико-диагностическую функцию как основополагающую
         Именно анализ и диагностика, проводимые регулярно, позволяют по нашему мнению, добиваться определенных результатов в области качества знаний и успеваемости.
           Особое место в управленческой работе в нашей гимназии занимают производственные совещания.
          Производственное совещание – это коллективный орган, где рассматриваются вопросы по разным направлениям деятельности образовательного учреждения.
         Разработано положение о производственном совещании.
Целями и задачами производственного совещания являются:
·         анализ успеваемости и качества знаний по итогам цикла;
·         внедрение в практику достижений педагогической науки и педагогического передового опыта;
·         принятие решений о приоритетных направлениях в деятельности учебного заведения;
·         объединение усилий педагогического коллектива гимназии на повышение уровня учебно-воспитательной и производственной работы.
          Как видно из задач, производственные совещания проводятся по итогам входного контроля и по итогам циклов согласно плану работы гимназии. В работе производственного совещания принимают участие все члены коллектива. Участники производственного совещания имеют право вносить на рассмотрение вопросы, связанные с улучшением работы гимназии.
Итогом работы производственного совещания является принятие решения.
              В процессе совещания или ряда совещаний ставится задача проработать различные подходы, варианты для определения стратегии деятельности на предстоящий период. Это предполагает серьезную предварительную работу.
             В период подготовки к производственному совещанию идет сбор и анализ информации на уровне учителя, руководителей предметных лабораторий, заведующих кафедрами, заместителей директора по сменам, заместителя директора по учебно-производственной работе. К собираемой информации предъявляются определенные требования:  информация должна быть релевантной, актуальной, структурированной и ранжированной, должна обеспечивать переход от выявления проблем к их решению.
                 Создается информационный бланк, который позволяет определить проблемы, над которыми необходимо в данный момент работать, определить меру помощи и коррекции. На производственном совещании идет не просто фиксация каких-то цифр, а производится анализ успеваемости, роста качества знаний и потерь. Определяется, благодаря чему произошел рост качества знаний, почему снизилась успеваемость в том или другом классе, что необходимо предпринять, чтобы исправить положение. В аналитической работе принимают участие все члены коллектива. Никто не остается безучастным.
                 Администрация гимназии много делает для создания режима мотивации, для всех участников производственного совещания, дабы каждый ощущал и осознавал, что именно от него зависит решение той или иной проблемы.
                     Потенциальные возможности учащихся являются отправной точкой для анализа и эффективности уровня  обученности. В рамках личностно-ориентированного обучения выделены группы учащихся, имеющих одну-две «3» и одну-две «4», определяются учащиеся, которые занимаются нестабильно.
                 Ведется планомерная работа по «выращиванию» отличников, хорошистов. Отслеживаются пропуски уроков по неуважительной причине.
                Мы стремимся, чтобы каждый ученик был в поле зрения и учителя, и классного руководителя, и администрации.
Первое производственное совещание обязательно посвящается итогам входного контроля. По режиму работы школы на первом уроке проводится по всем предметам входной контроль.
Цели входного контроля:
1.                         Определить объем сохранения и потери учебной информации.
2.                         Определить проблемы по темам, терминологии, понятийному аппарату.
Входной контроль дает возможность:
·         скорректировать приемы и методы деятельности преподавателя;
·         уточнить материал необходимый для актуализации ЗУНов в первые недели учебы;
·         позволяет спланировать изучение тем по предмету с учетом пробелов в знаниях учащихся.
·         Помогает совершенствовать систему обратной связи.
Но входной контроль пройдет впустую, не будет иметь действенного значения, если не будет тщательного анализа для корректировки дальнейшей деятельности.
Считается, что падение качества знаний на 7% - знания устойчивые, до 20% - относительно устойчивые, 20% - неустойчивые.
Результаты входного контроля оформляются в цветные таблицы, устойчивость знаний прослеживается по классу, по параллели, по предмету, по учителю.
Производственные совещания – это не дежурное мероприятие. На нем вырабатывается коллективное мнение, рассматриваются разные точки зрения.
Работа на производственном совещание идет в группах, они могут организовываться или по кафедрам, или по параллелям /параллель 1-х , 5-х, 7-х классов и т.д./, или создаются творческие группы в зависимости от цели производственного совещания.
В качестве подтверждения вышесказанного остановлюсь на 2-х последних производственных совещаниях по итогам 4 и 5 циклов этого учебного года.
               Совещание по итогам 4 цикла.
Цель: определить круг проблем, в связи с итогами 4 цикла, найти пути их решения для успешного окончания учебного года и минимальной реализации учебных возможностей каждого ученика.
План проведения совещания:
I часть – Анализ итогов 4 цикла.
1.                         Общая справка об итогах 4 цикла.
2.                         Анализ итогов 4 цикла заведующими предметных лабораторий и классными руководителями, где есть снижение качества знаний и успеваемости. (И заведующие предметных лабораторий, и классные руководители ведут свой мониторинг качества знаний учащихся).
II  часть -  Аналитическая работа в группах.
1 группа, классные руководители, где произошло снижение качества знаний, разрабатывают алгоритм по повышению качества знаний.
2 группа, руководители кафедр, заведующие предметными лабораториями, разрабатывают алгоритм работы с резервом.
3 группа, 4 группа, преподаватели, определяют причины потери качества знаний учащимися и вырабатывают предположение путей повышения качества знаний.
Для этого производственного совещания составлена таблица «Неиспользованные резервы», где прописаны по классам учащиеся, с повышенными учебными способностями, учащиеся, имеющие одну оценку «4», одну-две «3». Эта таблица имеется у каждой группы.
          Составленные группами алгоритмы обсуждаются, дорабатываются, утверждаются и применяются в работе.
          По итогам 5 цикла производственное совещание прошло по другому сценарию. Цель этого совещания: проследить динамику качества знаний по итогам 5 цикла за 2 года, определить меру помощи классам, где произошло снижение качества знаний.
 Был дан общий анализ итогов 5 цикла в сравнении с 5 циклом прошлого учебного года и с результатами 4 цикла. В целом идет повышение качества знаний. Снижение качества знаний произошло только в параллели 5-х классов по сравнению с 3-им классом. Это можно объяснить адаптационным периодом, изменением состава учащихся. (После 3-его класса часть сильных учащихся выбыла.) эти данные итогов 5 цикла, за исключением параллели 5-х классов, не вызывают сильного беспокойства. Общие итоги показывают, как образовательное учреждение сработало в целом.
Затем была проведена диагностика качества знаний по параллелям за 3 года.
Параллель 7-х классов. Из пяти 7-х классов только в двух качество знаний повысилось, в трех пошло на снижение. Это хорошо видно на графике. Мы часто используем графическую диагностику. Именно графическая диагностика дает возможность отследить «движение класса», сравнить результаты параллели и всей школы в целом. Особенно резко произошло снижение качества знаний в 7-В классе. Эта наша боль. Повышение и снижение качества знаний – каждый из этих аспектов становится предметом разговора с обоснованием и выводами. Проведенный анализ по 7-В классу позволяет определить наши действия: замена классного руководителя, ликвидация пробелов в знаниях учащихся через консультативный–пункт, лист  рекомендаций учителей-предметников каждому ученику на лето. Приложение №1., Приложение №2.
       Для нас важна объективность. Резкое повышение качества не всегда является предметом гордости, а иногда даже становится предметом изучения.
         Снижение качества знаний тоже не всегда может быть огорчительно, т.к., возможно, возрос уровень требований, предъявляемый к ученикам. Критерий оценки стал более жестким и т.д.
        Успех любого учреждения, в том числе и образовательного, находится в адекватной зависимости от кадрового потенциала, от своевременности качества повышения его квалификации. Мы различаем учебу «внешнюю» - так называемую учебу на выезде, и учебу «внутреннюю», завязанную на использовании резервов и возможностей, таящихся в процессе и результатах рефлексивно-аналитической деятельности учителя. Как «внешней», так и «внутренней» учебе придается у нас большое значение.
        И производственные совещания наряду с аналитико-диагностической направленностью носят обучающий характер, служат для «внутренней» учебы учителей, служат целенаправленному, практико-ориентированному обучению учителей на основе исследования и проигрывания, анализа и коррекции «живой» деятельности учителей через обмен опытом, представление своего опыта, через соотнесение своего опыта с чужим. Из карты затруднений, которые заполняет каждый учитель, была составлена общая карта запросов учителей – тех проблем, неумений, которые затем были вынесены на производственное совещание.
«Внутренняя» учеба ставит своей целью организацию творческой учебной деятельности, сотворчества, активного участия в организации учебного процесса, коллективного осмысления и коллективного обучения в режимах обучения и рефлексии практической деятельности участников этой учебы.
В процессе обучения рассматриваются разнообразные вопросы профессионального взаимодействия педагогов и выполнение творческих работ в режиме исследования и самоконтроля.
В том числе:
·         Учитель и оценка. Единый подход к оценке, критерии оценки.
·         Контроль и его виды.
·         Дидактическое и методическое оснащение урока.
·         Организационная деятельность учителя на уроке.
·         Профкомпетентность.
·         Педагогический контроль за качеством знаний учащихся и др.
На производственном совещании, где обсуждался вопрос «Учитель и оценка», работали группы по параллелям. На столах классные журналы, таблицы с фамилиями учащихся по классам, имеющих одну «3», одну «4», снизивших учебу, и сводные таблицы. Учителям предлагается проанализировать журналы за 2 цикла, найти лучшие примеры:
·         по накопляемости оценок;
·         по объективности выставления оценок;
·         по использованию разных форм деятельности;
·         по работе учителя над качеством знаний.
Предлагалось отметить и худшие примеры.
Затем озвучивание находок как положительных, так и отрицательных.(Приложение №3)
Оценка своего рода символ и в то же время мерило, позволяющее определить степень успешности обучения. Учитель может по-разному использоваться этим инструментом. Однако надо знать требования, предъявляемые к оценке. В группах обсуждались требования к оценке, затем озвучивание этих требований.
Решение производственного собрания:
1.                         Оценивание производить на всех этапах урока.
2.                         Довести до сведения учащихся критерий оценок ЗУН учащихся.
3.                         Своевременно выставлять оценки в журнале. Соблюдать сроки выставления за письменные и контрольные работы. Не допускать впредь,  чтобы оценка появилась только к концу цикла.
4.                         Председателям ПЦК провести зачет-практикум по видам контроля.
В процессе такого анализа каждый учитель увидел себя, как он оперирует оценкой. Это лучше любого контроля, который проводит администрация.
Работа с оценкой едва ли не самая сложная проблема в деятельности учителя.
После каждого мероприятия у нас принято проводить рефлексию, которую используем как экспертизу. Для нас важно мнение как своего учителей, так и гостей. Из рефлексии извлекаем информацию, как о росте, так и о перспективе работы.
После проведения производственного совещания, на котором в форме деловой игры «Полет на Луну» рассматривался вопрос, умеет ли учитель готовиться к уроку, в рефлексивных листах, в которых обычно 3 графы: Удалось – Не удалось – Пожелания себе, ПЦК, администрации, учителя писали:
Удалось:
·         соотнести свои знания о подготовке к уроку с мнениями коллег и общепринятыми требованиями, услышать полный анализ работы всех преподавателей;
·         проанализировать свою деятельность, увидев недостатки в соей работе;
·         выявить ошибки в контроле ЗУН (для себя);
·         деловая игра очень помогла;
·         восстановить  в памяти этапы урока;
·         хорошо удалось вскрыть причины отставания в учебе учащихся;
·         ненавязчиво, увлекательно, своевременно, уважительно затронули самые важные вопросы и дали ответы.
Не удалось:
·         Выслушать всех представителей из-за нехватки времени.
·         Определить уровень способности каждого ученика (слишком мало времени с момента начала работы).
·         На всех уроках внедрить активные формы работы с учащимися и др.
Пожелания себе, ПЦК, администрации.
Себе: более тщательно работать над выбором формы урока.
ПЦК: более активно обмениваться опытом.
Администрации: помочь в обеспечении дидактическими материалами, опираться на положительное в каждом из нас.
В ходе «внутренней учебы» администрация получает возможность диагностировать состояние учебного процесса, профессиональную готовность и интересы педагогов. Педагоги в режиме свободного участия, используя активно-игровые методы, вне иерархического давления осуществляют коллективный поиск новых форм и методов деятельности.
В анкете «Что для вас производственное совещание» учителя ответили:
·         посмотреть на других и себя показать;
·         это возможность соотнести результаты своей работы с результатами коллег;
·         это возможность узнать состояние учебно-воспитательного процесса в целом по гимназии, и по сменам, и по параллелям;
·         это возможность высказывать свое мнение, услышать по этому вопросу мнение других.
·         это возможность узнать что-то новое, помнить свое значение в области педагогики, методики, технологии;
·         участие в принятии решений, которые выносятся для всего коллектива.
·         держать руку на «пульсе».
Диагностика и анализ собственной деятельности, деятельности гимназии в целом, определение процессов и тенденций в организации учебно-воспитательного процесса, простраивание необходимых и возможных способов  применения, управленческая коррекция. Весь этот путь позволяет гимназии на основе анализа  достижений и  проблем знать и видеть, на каком этапе находится образовательное учреждение, каждый учитель, как сочетаются традиции и удалось ли создать обстановку глубокой заинтересованности большинства членов педагогического коллектива.
Именно в ходе коллективного управленческого общения мы:
·         составляем с коллективом нормы и правила деятельности;
·         выдвигаем управленческие требования;
·         отстаиваем определенные ценности;
·         осуществляем обучающую деятельность;
·         через стимулирование способствуем развитию успеха;
·         диагностируем состояние коллектива, получаем необходимую информацию для анализа ситуации в школе.

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com


Комментарии