Технология деятельности заместителя директора по учебно-организационной работе

Технология деятельности заместителя директора по учебно-организационной работе


Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Кто владеет информацией – тот владеет всем. Без информации нет управления.
Управление – процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений. Поэтому необходимо активно собирать информацию о ходе учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, анализировать ее, планировать, организовывать, контролировать и регулировать все стороны жизнедеятельности школы.
Управление рассматривается как целенаправленная деятельность, направленная на выработку и реализацию управленческих решений при взаимодействии субъектов педагогического процесса  с целью достижения оптимального результата. Современное управление-это не столько процесс, идущий сверху вниз, сколько целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления.  Поэтому в целях перевода педагогической системы школы в режим самоуправления необходимо привлекать к внутришкольному управлению как можно больше взрослых и детей.                                                                                                                     Деятельность заместителя директора школы по сути своей деятельность исследовательская. Основополагающим аспектом нашей деятельности является сбор, хранение, анализ и использование информации для дальнейшего прогнозирования педагогической деятельности с учетом полученных результатов.
Процесс управления имеет  технологический характер. Технология  управления- это научно-обоснованное,целенаправленное взаимодействие руководителей школы с другими субъектами учебно- воспитательного процесса,ориентированного на достижение запланированного результата.                       Заместитель директора  должен своевременно реагировать на происходящие изменения, а для этого он должен иметь информацию об этих изменениях . Получение такой информации и выявление необходимости корректировки хода работ обеспечивается посредством реализации специальной управленческой функции, называемой контролем. Контроль как мониторинговая составляющая с обратной связью, делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство.
Посредством контроля выявляется степень соответствия фактического состояния процессов, протекающих в школе, желаемому, накапливается информационная база для оценки кадров и побуждения их к более продуктивной работе, а так же выявляется наиболее ценный опыт, который может быть использован в дальнейшей педагогической и управленческой деятельности.
Контроль должен осуществляется регулярно, хотя  не исключается внеплановое выполнение процедур контроля.
Планирование контроля состояния учебно-воспитательного процесса в каждой школе осуществляется индивидуально, с учетом  собственных слабых мест. Нами  определен круг вопросов выносимых на контроль в нашей гимназии:
·        учителя, классы, отдельные предметы, в которых в процессе предыдущего контроля были выявлены недостатки;
·        первый год работы преподавателя в гимназии;
·        первый год преподавания предмета;
·        низкие результаты контрольных средств;
·        нестабильность успеваемости и качества знаний по предмету;
·        профильный предмет в данном классе;
·        выполнение регионального и школьного компонента и др.
В своей работе мы используем разнообразные формы и методы контроля.



Овал: Контроль 


                                                                                                                         
 



















                                                                                               







Нами используются следующие виды и формы контроля учебно- воспитательного процесса.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Этот контроль имеет опережающий, прогностический характер, обеспечивает условия для успешного выполнения намеченного.
Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ, спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного, выявить возможные отклонения промежуточных результатов от запланированных.
Заключительный контроль проводится, когда работа выполнена. Выявляется степень достижения целей, собирается информация для планирования. Такой контроль дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы и предотвратить в будущем возможные ошибки.                                       
Тематически- обобщающий:
·        работа школы над выделенной на этот год (или несколько лет) методической проблемой; текущий контроль (состояние школьной документации, санитарно-гигиеническое состояние помещений, охрана труда и т.д.);
·        формирование общеучебных умений и навыков;
·        в связи с обнаружением неумения учащихся пользоваться правилами, алгоритмами и т.д.
Классно-обобщающий:
·        классы с самым низким качеством обученности;
·        классы с самым высоким качеством обученности;
·        классы с низкой сознательной дисциплиной;
·        низкая успеваемость в классе;
·        подготовка учащихся выпускного класса к итоговой аттестации;
·        степень слаженности работы педагогов с одним классным коллективом.
Предметно-обобщающий:
·        проверка качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями, когда имеются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.
Персональный:
·        недостаточная добросовестность учителя;
·        учителя, нуждающиеся в методическом контроле;
·        учителя, мастера своего дела, с целью обобщения опыта;
·        вновь принятые на работу (со стажем молодые учителя).
Фронтальный:
·        низкий уровень обученности в целом по школе по какому-либо предмету;
·        апробирование нововведенного предмета;
·        плановое обобщение состояния преподавания какого-либо предмета;
·        проверка деятельности всего или части педагогического коллектива (кафедры) по целому ряду аспектов.
Обзорный:
·        состояние школьной документации;
·        состояние трудовой дисциплины учителей;
·        выполнение единых требований к учащимся;
·        состояние учебных кабинетов на начало и конец учебного года;
·        обеспеченность учащихся учебной литературой и т.д.
Нами избраны следующие объекты внутришкольного мониторинга:


Учебный процесс
Уровень знаний, умений и навыков учащихся; сформированность общеучебных умений и навыков; уровень обучающей деятельности учителя; качество внеклассной работы по предмету; индивидуальная работа с учащимися; индивидуальная работа с одаренными детьми; прогноз педагогического потенциала молодого учителя; выполнение учебных программ; уровень реализации гимназического компонента.
Воспитательный процесс
Уровень воспитанности учащихся; качество школьных мероприятий; качество классных мероприятий; уровень общественной активности учащихся; уровень активности родителей в воспитательном процессе; уровень здоровья и физической подготовке учащихся; качество профилактической работы с педагогически запущенными детьми.
Методическая работа
Повышение квалификации учителей-предметников, классных руководителей, администрации; методический уровень классных руководителей; общение и распространение педагогического опыта
Научно-экспериментальная деятельность
Уровень научной образованности педагогов; научно-исследовательская деятельность учащихся; результативность нововведений; соответствие научно-исследовательской деятельности концепции развития школы.
Психологическое состояние
Степень психологического комфорта учителей;          степень психологического комфорта учащихся; психологическая готовность коллектива к выполнению какого-либо дела.
Обеспеченность учебно-воспитательного процесса
необходимыми условиями
Охрана труда; обеспеченность учебной и методической литературой; обеспеченность техническими средствами; санитарно-гигиеническое состояние

Для сбора информации мы используем самые разнообразные методы: наблюдения: посещение уроков, посещения внеклассных мероприятий и др. с последующим анализом; опрос устный (беседа произвольная или целенаправленное собеседование) и письменный (контрольная работа, срез, анкетирование); тестирование; проверка документации (работа с дневниками учащихся, классными журналами, личными делами учащихся, планами уроков и др.); диагностика.
Контроль - одна из неотъемлемых процедур и составляющих управленческого цикла. Понятно, что если мы говорим о мониторинге учебного процесса, то речь идет о тех или иных формах внутришкольного контроля.
Мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания. Мониторинг обеспечивает объективность ,своевременность, надежность получаемых данных,что в свою очередь позволяет своевременно и адекватно реагировать на те или иные изменения обследуемого объекта. Деятельность заместителя директора по учебно-организационной работе сопровождается мониторингом результативности его личного труда и учебно-воспитательного процесса в целом на диагностической основе.
Оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса нам предоставляют регулярно проводимые мониторинговые исследования, которые являются хорошим инструментом анализа различных сторон учебного процесса.
Структура мониторинга в нашем образовательном учреждении складывается из мониторинга каждой службы, направления. Разрабатывается система мониторинга от учителя до директора.
Объективное отслеживание возможных изменений, сравнение их с эталоном, определение возможных расхождений, проведение анализа и определение тенденций, разработка и реализация управленческих решений, анализ достигнутого, коррекция – таков шлейф мониторинга в нашей гимназии.
В зависимости от целей исследования мы выделяем самые разные направления мониторинга:
·        - здоровье и физическое развитие учащихся;
·        - научно-методическое обеспечение учебного материала;
·        - состояние и продуктивность методической работы;
·        - социально-экономическая защита учителей;
·        - уровень обучаемости учащихся;
·        - успеваемость учащихся, качество знаний;
·        - уровень сформированности  общеучебных умений и навыков;
·        - состояние посещаемости учащимися учебных занятий;
·        - охват питанием;
·        - определение результативности учебного процесса;
·        - повышение квалификации и самообразование учителей (влияние на учебный процесс);
·        - психологический климат в коллективе;
·        - уровень воспитанности учащихся;
·        - динамика участия педколлектива и учащихся в школьных делах;
·        - оценка успешности проводимых в школе дел;
·        -изменение рейтинга успешности учителей;
·        диагностика целевых ориентаций;
·        - удовлетворенность образовательных потребностей учащихся и   родителей;
·        - экспериментальная работа;
·        - работа с одаренными детьми;
·        - состояние работы с родителями.
·        - определение результативности учебного процесса;

Но прежде чем начать проводить мониторинговые измерения процесса нужно спросить себя: «А зачем?». Определение цели – очень сложный процесс. Цель – это образ будущего состояния управляемого процесса. То есть это нормативный прогноз, научное предвидение будущего. Цель – образ желаемого результата, и если этот образ расплывчат, то трудно рассчитывать на то, что полученные результаты окажутся соответствующими желаемым.
Осуществляя прогноз, мы мысленно переносимся в прошлое, затем в настоящее и, устанавливая общую тенденцию развития процесса, определяем, каким он будет в будущем. Метод прогнозирования – есть перенос тенденций прошлого и настоящего на будущее. Таким образом, чтобы поставить цель, нужно сделать прогноз, а чтобы осуществить прогноз, нужно провести анализ. А процессом обеспечения достижения учебным заведением своих целей является контроль. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Для правильной организации мониторинговых измерений необходим предварительный контроль, который осуществляется еще до фактического начала работ.
Далее мы проводим текущий контроль, который базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведенной работы, направленной на достижение желаемых целей.
Для того, чтобы провести углубленный анализ того, что мы получили, необходимо установить стандарт или иметь нормативы, для определения отклонения полученного результата от стандарта или норматива, для разработки веера всевозможных управленческих решений, принятия к исполнению тех из них, которые могут быть реализованы, исходя из имеющихся и реально возможных ресурсов.
На следующем этапе мы определяем насколько достигнутые результаты соответствуют нашим ожиданиям, для чего сопоставляем реально достигнутые результаты с установленными стандартами. Это наиболее заметная часть всей системы контроля. На этом этапе мы определяем масштаб отклонений, измеряем результаты (т.е. выбираем подходящую единицу измерения (%, кол-во и т.д.) информируем коллектив о результатах, оцениваем их и выбираем подходящую линию поведения.
Далее планируется процедура повторного контроля, которая позволяет выяснить динамику изменений в получаемых каждым учеником знаниях, успеваемость класса по данному предмету, недостаточно отработанные темы учебного курса.
Подобные показатели позволяют администрации сопоставить реально полученный результат с запланированным и ответить на следующие вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и « Что осталось не сделанным?»
Передача и распространение информации  играет ключевую роль в обеспечении эффективности мониторинга.
Для того чтобы система контроля действовала эффективно мы обязательно доводим до сведения педагогического коллектива как установленные стандарты, так и достигнутые результаты.
Далее следует оценка полученной информации. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение – необходимо ли действовать, и если да, то как. После вынесения оценки выбираем альтернативный вариант: ничего не предпринимаем, предпринимаем действия к устранению отклонений или пересматриваем стандарт (возможно в сторону повышения, а возможно и в сторону понижения в силу ряда каких-то причин).
Естественным может быть вопрос: «А не будут ли члены педагогического коллектива стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Не приведут ли такие воздействия к выдаче неверной информации?» Эти проблемы можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая достижимые стандарты контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
В гимназии используются оперативный, тематический и итоговый виды педагогического анализа различных сторон учебного процесса.
Оперативный (ежедневный) анализ делается на основе информации о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Ежедневно проводится анализ посещаемости учащихся по классам, по смене. И по результатам цикла составляется график мониторинга посещаемости по классам и по параллелям. Оптимальным средством сбора информации о состоянии посещаемости являются рапортички, которые ежедневно сдаются старостами классов заместителю директора. В результате такого отслеживания посещаемости учащихся за 5 лет число пропусков уроков по неуважительной причине в нашем учебном заведении снизилось  на 58 %.
Для ликвидации пробелов в знаниях учащихся все пропуски уроков учащимися отрабатываются. Результаты отработки заносятся в журнал. По классным журналам отслеживается состояние системы оценки учащихся.
Содержание оперативного контроля строится на основе посещения уроков, внеучебных занятий и включает оценку работы школы, учителей и учащихся, выявление причин отклонений в качестве преподавания, установление причин отклонения фактического уровня ЗУН от программных требований и др.
Нами проводится мониторинговое отслеживание уровня  обучающей деятельности учителей по годам .
Выводы и рекомендации оперативного анализа сопровождаются выработкой и принятием мер по качественному улучшению учебно-воспитательного процесса в школе.
Для правильной организации мониторинговых измерений проводится предварительный контроль. Так, в качестве контроля за процессом усвоения знаний учащимся, уровнем из развития, выявления объективной картины относительной прочности усвоения учащимися программного материала проводится входной контроль. Входной контроль проводится на первом уроке нового учебного года и проводится он с целью выявления устойчивости знаний и  умений учащихся, определения программы действия для ученика, для учителя, и корректировка их действий. Далее проводится текущий контроль, который базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведенной работы, направленной на  достижение желаемых целей.
Однако самым важным из направлений мониторинга мы считаем определение результативности учебного процесса, анализ уровня обученности учащихся по классам, предметам, учителям в сравнении за несколько лет на основе результатов успеваемости по циклам, административных контрольных работ, переводных и выпускных экзаменов. Такой тематический анализ позволяет выявить общие тенденции в преемственности наиболее слабых и сильных звеньев-учителей, классов, учебных дисциплин.
Так, например, мониторинговое отслеживание динамики изменений уровня обученности учащихся по отдельным классам показало, что из цикла в цикл наблюдалась нестабильность этого показателя. Для анализа и коррекции такого положения дел было проведено дополнительное наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, исследовались  другие факторы, влияющие на результативность обучения (уровень индивидуальных особенностей учащихся, уровень преподавания, уровень сформированности обучающих умений, состояние внешнего влияния и др).

Далее следовала оценка полученной информации и принятие решения. Такие мониторинговые измерения позволили своевременно осуществить методическую поддержку и внести требуемые коррективы, что привело к повышению и стабилизации уровня обученности в вышеуказанных классах. 
Результаты такого мониторинга предназначены для принятия управленческих решений по коррекции образовательного процесса и для выработки стратегических решений, а в качестве пользователей информации выступают педагоги и администраторы.
Потенциальные возможности учащихся являются отправной точкой для анализа эффективности обученности. Большое внимание в гимназии уделяется резерву учащихся, которые имеют по одной или две тройки среди четверок и пятерок. Составляются графики мониторинга учащихся, имеющих одну или две «3» , где можно отследить эффективность принятых решений и мер  .
Постоянному анализу подвергается успеваемость учащихся. Составляются графики, диаграммы. Данные по неуспевающим вносятся  таблицу: «Неуспевающие учащиеся и результат работы с ними».
Учащиеся, имеющие «2» по итогам цикла, для ликвидации пробелов в знаниях, должны отработать эти двойки. Постоянно выявляются причины неуспеваемости, проводится работа по формированию положительного отношения к учению, применяются методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания, проводится профилактика неуспеваемости, применяется система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику. Все это способствует повышению успеваемости в нашем учебном заведении.
Полноту и всесторонность контроля обеспечивает включение в его содержание проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных  и общеучебных умений и навыков. В нашей гимназии для проверки сформированности у учащихся надпредметных умений и навыков проводится зимняя сессия, в целях подготовки учащихся к интеллектуальной деятельности посредством овладения надпредметными умениями и навыками, организации деятельности по проектно-исследовательскому принципу, формирования умения постановки проблемы, планирования эксперимента, ведения исследований, организации проблемного общения в предметном поле.
По итогам этой сессии проводится мониторинг сформированности тех или иных надпредметных умений и навыков.
В содержание мониторинга мы так же включаем результаты проверки журналов, дневников и тетрадей учащихся.    
Нами не только проводятся мониторинговые измерения по отдельным направлениям жизни и деятельности школы, но и устанавливаются взаимозависимости между этими направлениями, используя данные психологической службы, собственные исследования.
Так, нами была установлена взаимозависимость уровня обученности учащихся от их уровня обучаемости, выбор спецкурсов от интересов учащихся, выбор методик и технологий обучения от мотива учебной деятельности. Внедрение новых технологий и методик привело к повышению уровня обученности и интереса познавательной деятельности у учащихся. Применение данных психологической службы учителями-предметниками позволило более качественно обучать учащихся с низким и средним уровнями обучаемости.
Экспериментальные исследования, проводимые учителями нашей школы, позволили перейти частично  на создание индивидуальных программ обучения, соответствующих психологическим особенностям учащихся, что позволило более четко организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях. С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделяются факторы, влияющие на обучение, доказываются зависимость результатов обучения учащихся от квалификации педагога.
В конце учебного года на основании мониторинговых измерений, проводимых в течение всего года, проводится итоговый анализ,  с целью подведения итогов деятельности и оценки результатов гимназии за истекший период, построения блока целей следующего учебного года. Все полученные в течение года данные представляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, качественных характеристик на основе школьной документации.   
        
Мониторинг проверки тетрадей учащихся.

п/п

Критерии

Способ замера
Оценка
1

Объем классных работ

Анализ тетрадей

Определение %
2
Объем домашних работ
Анализ тетрадей
Определение %
3
Частота проверки
Анализ тетрадей
Количество
4
Соблюдение единого орфографического режима
Анализ тетрадей
Да / нет
5
Аккуратность ведения
Анализ тетрадей
Да / нет
% от числа проверенных тетрадей
6
Наличие и качество работы над ошибками
Анализ тетрадей
Да / нет
Описание

7
Дифференциация заданий учащихся на уроках
Анализ тетрадей
Да / нет

8
Наличие индивидуальных и творческих заданий
Анализ тетрадей
Да / нет
Отметить виды творческих домашних заданий
9
Число учащихся систематически выполняющих домашние задания
Анализ тетрадей
%

Мониторинг проверки  дневников  учащихся


п/п

Критерии

Способ замера
Оценка
1

Информирование родителей и учащихся о педагогах класса
Анализ дневников учащихся
Да / нет
2
Запись расписания уроков
Анализ дневников учащихся
Да / нет
3
Запись домашних заданий
Анализ дневников учащихся
Да / нет
4
Учет пропусков и опозданий
Анализ дневников учащихся
Да / нет
5
Наличие и этичность замечаний учащимся и обращений к родителям
Анализ дневников учащихся
Отметить
6
Текущий учет знаний учащихся
Анализ дневников учащихся
Да / нет
7
Итоговый учет знаний учащихся
Анализ дневников учащихся
Да / нет
8
Количество и частота проверки дневников
Анализ дневников учащихся
Количественная
9
Наличие подписей родителей в дневнике

Анализ дневников учащихся
Да / нет
10
Культура ведения дневника
Анализ дневников учащихся


Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com




Комментарии