Организация учебно-воспитательной работы
Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Проанализировав существующие в литературе варианты цикличности режима работы, наш коллектив пришел к общему выводу, что наиболее оптимальным является распределение учебного года на 6 цикловЦиклограмма
Организации учебно-воспитательного процесса
на 1999-2000 учебный год
1 цикл 1 сентября – 2 октября
Творческие каникулы 4 октября – 9 октября
2 цикл 11 октября – 13 ноября
Творческие каникулы 15 ноября – 20 ноября
3 цикл 22 ноября – 25 декабря
Творческие каникулы 27 декабря – 1 января
4 цикл 4 января – 19 февраля
Творческие каникулы 21 февраля – 26 февраля
5 цикл 28 февраля – 8 апреля
Творческие каникулы 10 апреля – 15 апреля
6 цикл 17 апреля – 30 мая
В результате исследований и наблюдений за работоспособностью и жизнедеятельностью учащихся на наш взгляд установлены положительные факторы вышеназванной циклограммы:
- Учащиеся имеют возможность чаще отдыхать (5 творческих каникул).
- За 5-6 недель не успевает накапливаться усталость.
- Чаще происходит аттестация ЗУНов уч-ся.
- Повышается ответственность за значимость оценки у уч-ся и преподавателей.
- У учащихся появляется возможность через короткий срок выйти на более высокий результат.
- Преподаватели чаще анализируют качество обученности, корректируют индивидуальную помощь.
Циклограмма работы гимназии
Понедельник — оперативные планерки педколлектива по
сменам, совет учащихся.
Вторник — работа с учащимися, линейки, информационные
вести, 20-ти минутки классного руководителя.
Среда — день методической работы, хор учителей.
Четверг — день проведения совещаний педколлектива.
Пятница — административный совет.
Суббота — конкурсы, вечера, консультации, дополнительные
занятия, работа с родителями, факультетов, актив
гимназии, работа художественного коллектива.
Циклограмма административной деятельности составленная в виде календаря отражающего наиболее важные и необходимые мероприятия на каждый месяц.
Календарь администратора
Заботливый август – залог продуктивного сентября.
Дополнение и утверждение плана работы гимназии, принятого в конце учебного года.
Август
Основные дела
- Проведение педсовета.
- Подготовка к первому звонку.
- Собеседование с новыми преподавателями и молодыми специалистами.
- Единые требования к учащимся, к преподавателям и классным руководителям.
- Организация дежурства по сменам.
- Работа над расписанием / пожелания учителей/.
- Закрепление кабинетов.
- Знакомство молодых учителей с едиными требованиями гимназии.
- Проверка готовности кабинетов к новому учебному году.
- О создании тарификационной комиссии.
- О распределении должностных обязанностей.
- Отзыв из отпуска.
- О классном руководстве.
- О заведовании кабинетами.
- О назначении зав.кафедрами.
- О назначении комиссии на списание и годовой инвентаризации.
- О зачислении учащихся.
Основные дела
- Составление контрольных списков учащихся и учителей.
- Оформление ОШ –1
- Сдача тарификации.
- Проверка классными руководителями личных дел.
- Утверждение рабочих программ.
- Проверка сдачи планов воспитательной работы.
- Проведение первых родительских собраний. Выборы родительских комитетов классов и гимназии.
- Инструктаж о ведении классных журналов /распределение страниц/.
- Входной контроль.
- Составление табеля.
- Доработка расписания, утверждения его директором.
- Обеспечение учебниками.
- Выбор и утверждение старост.
- Контроль за второгодниками.
- Внимание – 5-ые классы, 10-ые классы и 1-ые классы.
- Итоги первых недель дежурства.
- Учеба старост.
- Сравнительный анализ итогового и входного контроля.
- Посещение классных часов для ознакомления учащихся с едиными требованиями гимназии.
- Об обучении на дому.
- О проведении аттестации учителей.
- О проверке классных журналов.
- Об оплате замещенных уроков.
- О ведении кружковой работы.
- О ведении кружковой работы.
- О результатах проведения входного контроля.
Основные дела
- Помощь начинающим учителям.
- Охват различными формами вне урочных занятий.
- Сдача и прием отчетов по итогам 1-го цикла.
- Контроль за началом кружков и факультетов.
- Производственное совещание по итогам 1-го цикла.
- Составление табеля.
- Охват горячим питанием.
- Составление табеля.
- Совещание старост.
- Собеседование с родителями учащихся, неуспевающих по итогам цикла.
- Линейка по итогам цикла.
- О проверке тетрадей учащихся.
- О проверке дневников учащихся
- Об оплате замещенных уроков.
- Об итогах 1 цикла.
- О вознаграждении за выслугу лет.
Основные дела
- Проведение школьных олимпиад по биологии, географии, физике, математике.
- Проверка поурочных планов.
- Составление табеля.
- Совещание старост.
- Внимание – «трудные».
- Внимание работе родительского комитета.
- Об оплате замешенных уроков.
- О проверке поурочных планов.
Основные дела
- Проведение школьных олимпиад по русскому и литературе.
- Производственное совещание.
- Подготовка и проведение новогодних утренников и вечеров.
- Составление табеля.
- Подготовка срезов работ по русскому языку и математике.
- Административные срезы по русскому языку и математике.
- Учеба старост.
- Собеседование с учащимися, неуспевающими по итогам цикла.
- Собеседование с родителями учащихся, неуспевающих по итогам цикла.
- Линейка по итогам цикла.
- Отчеты по итогам полугодия.
- Об оплате замещенных уроков.
- Об итогах 2 цикла.
- О проведении новогодних утренников и вечеров.
- О контрольных срезах по русскому языку и математике.
Основные дела
- Сдача отчетов по итогам 3-го цикла.
- Состояние кружковой работы.
- Совещание старост.
- Собеседование с учащимися, неуспевающими по итогам цикла.
- Собеседование с родителями учащихся, неуспевающих по итогам цикла.
- Об оплате замещенных уроков.
- О проверке кружковой работы.
Основные дела
- Производственные совещания по итогам цикла.
- Проверка планов уроков.
- Линейка по итогам 3-его цикла.
- Об итогах 3-его цикла.
- О результатах проверки поурочных планов преподавателей.
Основные дела
- Производственное совещание.
- Проверка классных журналов.
- Проверка тетрадей и дневников.
- Работа по профориентации в 9-х классах.
- Анализ адаптации 1-ых классов.
- Охват горячим питанием.
- Составление табеля.
- Составление плана подготовки и проведения экзаменов.
- Совещание старост.
- Предварительная тарификация учителей.
- Коррекция учебных планов.
- Об итогах 4-го цикла.
- О проведении дневников и тетрадей.
- О проверке классных журналов.
- О горячем питании учащихся.
Основные дела
- Подготовка и утверждение на методическом объединении материалов к экзаменам.
- Организация повторения. Проверка подготовки к экзаменам.
- Выбор экзаменов учащимися.
- Пробные контрольные работы /административные/.
- Малый педсовет учителей.
- Сдача отчетов по итогам 5 цикла.
- Составление табеля.
- Совещание старост.
- Собеседование с учащимися и их родителями, неуспевающими за цикл.
- Линейка по итогам цикла.
- Изучение запросов родителей на следующий учебный год.
- Посещение родительских собраний.
- Диагностика учащихся для комплектования классов.
- Комплектование 10 классов, 5 классов.
- Об оплате замещенных уроков.
- Об организации повторения и подготовке к экзаменам.
- Об итогах пробных контрольных работ.
Основные дела
- Расписание экзаменов в 9-11 классах.
- Переводные контрольные работы и смотр знаний.
- Творческие отчеты кафедр.
- Итоговые родительские собрания.
- Инструктаж ассистентов на экзамены.
- Организация консультаций.
- Оформление личных дел и их сдача.
- Подготовка кабинетов к новому учебному году.
- Сдача учебников.
- Отчет предметников о прохождении программы / особенно практической части/.
- Производсвенное совещение по итогам 5 цикла.
- Составление табеля.
- Формирование 5-х, 10-х классов.
- Приготовление протоколов экзаменов.
- Подача заявлений на аттестацию.
- Обследование детей, поступающих в первый класс.
- Отчет кафедр по итогам года.
- Об итоговой аттестации учащихся.
- О присвоении категории по итогам аттестации.
- О награждении по итогам года.
- О допуске к экзаменам.
- О переводе в следующий класс.
- Об итогах 5 цикла.
- Об оплате замещенных уроков.
- О создании экзаменационной комиссии.
- Об отпусках.
Основные дела
- Сдача экзаменов.
- Трудовая практика.
- Занятия с «осенниками».
- Заполнение аттестатов.
- Торжественный акт выпуска.
- Составление табеля.
- Оформление протоколов.
- Анализ экзаменов и учебной работы за год.
С целью оказания помощи родителям составлена циклограмма консультаций преподавателей и администрации
График консультаций для родителей
Важнейшей особенностью организационного аспекта деятельности гимназии является такая организация, при которой учитываются все благоприятные и неблагоприятные факторы.
Проследим влияние расписания уроков на работоспособность всех участников учебно-воспитательного процесса более подробно на примере начального звена, обучающегося в режиме школы полного дня с 8.00 до 15.00ч.
(см.приложение №2), в котором:
- минимальная нагрузка,
- максимальная нагрузка.
Продолжительность уроков 40 минут, перемены по10-15 мин. (завтрак), большая перемена 30 мин.(обед).
В целях создания условий для удовлетворения биологической потребности младших школьников в движении предусмотрен комплекс мероприятий, разработанный на педагогическом совете «Здоровые дети – здоровая нация» (см.сборник).
С этой же целью введены дополнительные предметы двигательно-активного и творческого характера: ритмика, плавание, баскетбольная секция, уроки развития, вокально-хоровая подготовка, творческие ансамбли, креативные минутки и физминутки.
По запросам родителей организована «вечерняя» группа до 18.00, где дети еще раз идут на прогулку, полдничают, готовят домашнее задание.
Проблема перегрузки младших школьников систематически отражается в нормативных документах (письмо министерства общего и профессионального образования РФ от 26.06.97г.) Она явилась предметом совместных исследований психологической службы гимназии №4, кафедры медико-биологических наук СурГУ во главе с кандидатом медицинских наук Поборским А.Н., при участии детской поликлиники г.Сургута.
Результаты исследования позволяют внести коррективы в режим дня, учебный план, предусмотреть смену так называемых трудных и легких предметов в целях предотвращения перегрузки, ведущей к утомляемости детей.
В среднем и старшем звене расписание уроков составляется с учетом тех же санитарно-гигиенических норм.
В 5-11 классах практикуются сдвоенные уроки с целью:
- Изучение материала укрупненными блоками.
- Снижение объема домашнего задания.
- Адаптация к ВУЗовской системе.
Организацию учебно-воспитательного процесса регламентируют единые требования для уч-ся, преподавателей и сотрудников гимназии.
Единые требования к учащимся
Сургутской гимназии №4
- Являться на занятия за 10 минут до начала занятий. Занятия 1 смены начинаются в 8.00, занятия 2 смены — в 14.00
- Оставлять одежду в раздевалке своего класса, иметь сменную обувь (головные уборы, обувь, ценные вещи не оставлять в раздевалке).
- Ежедневно посещать все уроки. Если учащийся пропустил занятия по болезни, он обязан предъявить медицинскую справку. Если учащемуся необходимо отсутствовать на занятиях по уважительной причине, он должен обратиться с письменным заявлением к зав.учебной частью, предварительно подписав заявление у классного руководителя.
- Учащиеся, пропустившие занятия без уважительной причины, нарушившие правила этикета, подвергаются административному наказанию и общественному порицанию.
- Учащиеся, пропустившие занятия по любой причине, обязаны взять допуск у зав.учебной частью.
- Учащиеся, занятия по любой причине, обязаны отработать пропуски в течении недели по графику, составленному зам.директора.
- Пропуски разрешаются отрабатывать на уроках или в другое, установленное время.
- Учащиеся, не отработавшие пропуски в установленный срок, привлекаются к отработке по субботам.
- Учащиеся, имеющие неотработанные пропуски на начало нового учебного цикла, к занятиям не допускаются.
- Учащиеся, не сдавшие задолженность в установленный срок, аттестуются с отметкой «2».
- Аттестация учащегося по всем предметам проводится 1 раз в 6 недель.
- Итоги аттестации доводятся до сведения родителей классным руководителем.
- Староста класса ежедневно заполняет листы посещаемости в 2-х экземплярах
- После занятий дежурные по классу убирают закрепленные кабинеты.
- Дежурство классов по школе осуществляется согласно графика. Дежурному классу необходимо придерживаться инструкции по дежурству. Дежурство осуществляется в течении недели. Обязательным является дежурство родителей во время дежурства класса.
- Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц в порядке очередности.
- Класс обязан убирать на территории гимназии согласно графика.
- Учащиеся, не выполнившие единые требования, снижается оценка по поведению.
- Класс, не имеющий по итогам аттестации пропусков без уважительной причины, неуспевающих, опозданий, награждается денежной премией.
На наш взгляд на результативность учебно-воспитательного процесса эффективно влияет система допусков к занятиям после отсутствия уч-ся и система отработки пропусков уроков. Допуск к занятиям выдается ученику зам.директора по учебно-организационной работе по предъявлению оправдательного документа или объяснения причины пропуска. (Образец)
В течение двух недель ученик обязан «отработать» пропущенный материал на уроке или в установленном преподавателем время. В случае неотработки выставляется неудовлетворительная оценка.
При такой системе количество пропущенных уроков по неуважительной причине идет к снижению:
В единых требованиях для преподавателей прописаны правила трудовой дисциплины, поддержание порядка в течение дня.
Единые требования к учителям гимназии
- Явка на работу за 20 минут до начала занятий.
- В школе находиться только в сменной обуви.
- Ключи от кабинета оставлять на вахте.
- Журналы заполнять во время уроков, отмечая пропуски.
- Отрабатывать «Н» на уроке и внеурочное время, ставить оценку через дробь (н/4).
- Не допускать на уроки учащихся без допуска от зам.директора (если учащийся отсутствовал на прошлом уроке).
- Аттестацию учащихся выставлять на последнем уроке цикла.
- Вопросы, связанные с посещением уроков родителями, согласовывать с администрацией.
- Проведение классных вечеров, дискотек по согласованию с директором.
- Выезды классов в загородные прогулки и экскурсии согласовывать с администрацией.
- Встречать и провожать класс у входа в школу.
- Во время питания класса находиться в столовой.
- Сдавать кабинет после работы в идеальном виде.
- Вести тетрадь приема и сдачи кабинета.
Быть вежливым, тактичным, веселым, энергичным, красивым, симпатичным, любимцем всех детей!!!
Выполнение единых требований преподавателями подлежит самооценке, оценке зав кафедрой и сводится в единую таблицу для принятия необходимых мер: поощрение, обмен опытом, консультативная помощь.
Эффективным средством организации управления качеством образования являются различные направления мониторинга.
Мониторинг ведения школьной документации. (классные журналы)
Показатели :
- внешний вид журналов;
- систематичность заполнения, выполнение программы;
- аккуратность заполнения;
- накопляемость, объективность оценок;
- соответствие пропусков, их отработка.
- отлично
- удовлетворительно
- неудовлетворительно
Показатели:
- Внешний вид дневников;
- Правильность заполнения;
- Аккуратность;
- Выставление оценок;
- Связь с родителями, система поощрений
- отлично
- удовлетворительно
- неудовлетворительно
Показатели:
- внешний вид тетрадей;
- орфографический режим;
- каллиграфия, аккуратность;
- систематичность, объективность, качество проверки;
- система поощрений.
- отлично
- удовлетворительно
- неудовлетворительно
Мониторинг курсовой переподготовки.
Технология административного мониторинга
В основе результатов мониторинга прогнозируются потребности гимназии:
- В педагогических кадрах и их квалификации.
- В спектре образовательных услуг.
- В материально-техническом обеспечении.
- В социальном заказе на модель ученика.
Начало обучения детей в школе выдвигает ряд важных задач перед родителями, воспитателями, учителями начальных классов.
Научные исследования показали, что более успешно начинать учебу в школе могут здоровые дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью».
Так возникла необходимость начать работу с будущими учениками на базе детских садов: «Голубок, «Дюймовочка», на более раннем этапе – за год до поступления в школу, согласно условиям договора между детским садом и гимназией №4
Оценка суммы показателей развития ребенка еще не дает полного представления о его готовности к школе, поэтому важно не просто определение психофизического статуса ребенка перед школой, но и прогнозирование особенностей его адаптации к будущей школьной жизни.
Это:
- знание о готовности к новой социальной позиции школьника.
- общение и сотрудничество со взрослыми;
- развитие сознательности и произвольности;
- наличие сформированности малыша к учению;
- важно создание условий, чтобы при всех различиях своих способностей дети могли достичь более или менее стартового уровня развития перед школой.
Программа рассчитана на детей 6-7-летнего возраста .
С целью формирования мотивов обучения и психологической подготовки ребенка к школе в курс программы заложены ЗУНы, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки и систематизация знаний об окружающем мире. К концу обучения дети должны:
- Прочитать и написать любые однозначные и двузначные числа и число нуль.
- Выполнять сложение и вычитание однозначных чисел и числовой ряд, используя таблицу сложения.
- Сравнивать числа на основе сравнения, соответствующих им множеств при помощи знаков сравнения (<, >, =)
- Выбирать и обосновывать выбор действия для решения текстовой арифметической задачи в пределах изученных действий.
- Уметь обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии.
- Ориентироваться в пространстве на плоскости во времени.
- Находить в окружающем мире геометрические фигуры.
Также концу обучения дети должны уметь:
- правильно сидеть при письме;
- правильно располагать тетрадь на парте;
- правильно держать карандаш и ручку при письме;
- писать строчные буквы и соединять их основными типами соединений;
- правильно располагать буквы и слова на строке;
- списывать слова с образца (с начала с рукописного, а затем с печатного шрифта)
- пользоваться словом в правильной грамматической форме;
- организовывать и сопоставлять свою деятельность в соответствии с ее целью;
- внимательно слушать ответы детей.
Особое внимание уделяется развитию внимания, памяти, способности к самостоятельному мышлению, фонематического слуха, тонкой моторики руки. Все это послужит залогом успехов на школьных уроках.
В целях формирования мотива к обучению организовано посещение гимназии №4 подготовительными группами детских садов. В этот день для них проводится экскурсия по кабинета, залам, выставкам. В восторге дети от бассейна и компьютерного класса. Учителя 1-х классов показывают фрагменты различных уроков. А затем чаепитие с пирогом вместе с первоклассниками. Таким образом, у всех детей появится желание учиться в гимназии №4.
В феврале проводятся встречи учителей, психологов с родителями будущих первоклассников, на которых родители знакомятся с визиткой школы, с программами развивающего обучения
В апреле – мае идет диагностика будущих первоклассников психологами гимназии, где определяется степень подготовленности к обучению в школе. По мере необходимости родителям даются рекомендации для корректировки каких-либо процессов.
При поступлении в 1-й класс в период адаптации к школьному обучению, учителями и психологами ведутся наблюдения и заполняется «карта адаптации первоклассников к обучению к школе». А затем на «малом педсовете» по адаптации первоклассников выслушиваются сообщения всех педагогов, работающих с ними.
Таким образом, сотрудничество гимназии и детских садов оказывает практическую помощь родителям, воспитателям и педагогам.
С целью создания комфортных условий для жителей гимназии изучается мнение родителей, учащихся, коллег через рефлексивные листы и анкеты.
Рефлексивный лист
Декада кафедры «Формирование и развитие личности младшего школьника»
Анализ рефлексивных листов помогает оценить состояние
учебно-воспитательного процесса и внести необходимые коррективы.
Комментарии
Отправить комментарий