Организация учебно-воспитательной работы

Организация учебно-воспитательной работы

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Проанализировав существующие в литературе варианты цикличности режима работы, наш коллектив пришел к общему выводу, что наиболее оптимальным является распределение  учебного года на 6 циклов
Циклограмма
Организации учебно-воспитательного процесса
 на 1999-2000 учебный год
1 цикл                                                     1 сентября – 2 октября
Творческие каникулы                           4 октября – 9 октября
2 цикл                                                    11 октября – 13 ноября
Творческие каникулы                          15 ноября – 20 ноября
3 цикл                                                    22 ноября – 25 декабря
Творческие каникулы                          27 декабря – 1 января
4  цикл                                                    4 января – 19 февраля
Творческие каникулы                         21 февраля – 26 февраля
5 цикл                                                   28 февраля – 8 апреля
Творческие каникулы                         10 апреля – 15 апреля
6 цикл                                                   17 апреля – 30 мая
В результате исследований и наблюдений за работоспособностью и жизнедеятельностью учащихся на наш взгляд установлены положительные факторы вышеназванной циклограммы:
  1. Учащиеся имеют возможность чаще отдыхать (5 творческих каникул).
  2. За 5-6 недель не успевает накапливаться усталость.
  3. Чаще происходит аттестация ЗУНов уч-ся.
  4. Повышается ответственность за значимость оценки у уч-ся и преподавателей.
  5. У учащихся появляется возможность через короткий срок выйти на более высокий результат.
  6. Преподаватели чаще анализируют качество обученности, корректируют индивидуальную помощь.
Недельный цикловой план гимназии №4 составлен так, что детально продумана подлинная система учебно-воспитательного процесса, имеющая в своем составе все взаимосвязанные компоненты: учитель – ученик – родитель.
Циклограмма  работы гимназии
Понедельник  — оперативные планерки  педколлектива по
сменам, совет учащихся.
Вторник          — работа с учащимися, линейки, информационные
вести, 20-ти минутки классного руководителя.
Среда              — день методической работы, хор учителей.
Четверг          —  день проведения совещаний педколлектива.
Пятница         — административный совет.
Суббота         — конкурсы, вечера, консультации, дополнительные
занятия, работа с родителями, факультетов, актив
гимназии, работа художественного  коллектива.
Циклограмма административной деятельности составленная в виде календаря  отражающего наиболее важные и необходимые мероприятия  на каждый месяц.
Календарь администратора
Заботливый август – залог продуктивного сентября.
Дополнение и утверждение плана работы гимназии, принятого в конце учебного года.
Август
Основные дела
  1. Проведение педсовета.
  2. Подготовка к первому звонку.
  3. Собеседование с новыми преподавателями и молодыми специалистами.
  4. Единые требования к учащимся, к преподавателям и классным руководителям.
  5. Организация дежурства по сменам.
  6. Работа над расписанием / пожелания учителей/.
  7. Закрепление кабинетов.
  8. Знакомство молодых учителей с едиными требованиями гимназии.
  9. Проверка готовности кабинетов к новому учебному году.
Приказы
  1. О создании тарификационной комиссии.
  2. О распределении должностных обязанностей.
  3. Отзыв из отпуска.
  4. О классном руководстве.
  5. О заведовании кабинетами.
  6. О назначении зав.кафедрами.
  7. О назначении комиссии на списание и годовой инвентаризации.
  8. О зачислении учащихся.
Сентябрь
Основные дела
  1. Составление контрольных списков учащихся и учителей.
  2. Оформление ОШ –1
  3. Сдача тарификации.
  4. Проверка классными руководителями личных дел.
  5. Утверждение рабочих программ.
  6. Проверка сдачи планов воспитательной  работы.
  7. Проведение первых родительских собраний. Выборы родительских комитетов классов и гимназии.
  8. Инструктаж о ведении классных журналов /распределение страниц/.
  9. Входной контроль.
  10. Составление табеля.
  11. Доработка расписания, утверждения его директором.
  12. Обеспечение учебниками.
  13. Выбор и утверждение старост.
  14. Контроль за второгодниками.
  15. Внимание – 5-ые классы, 10-ые классы и 1-ые классы.
  16. Итоги первых недель дежурства.
  17. Учеба старост.
  18. Сравнительный анализ итогового и входного контроля.
  19. Посещение классных часов для ознакомления учащихся с едиными требованиями гимназии.
Приказы
  1. Об обучении на дому.
  2. О проведении аттестации учителей.
  3. О проверке классных журналов.
  4. Об оплате замещенных уроков.
  5. О ведении кружковой работы.
  6. О ведении кружковой работы.
  7. О результатах проведения входного контроля.
 Октябрь
Основные дела
  1. Помощь начинающим учителям.
  2. Охват различными формами вне урочных занятий.
  3. Сдача и прием отчетов по итогам 1-го цикла.
  4. Контроль за началом кружков и факультетов.
  5. Производственное совещание по итогам 1-го цикла.
  6. Составление табеля.
  7. Охват горячим питанием.
  8. Составление табеля.
  9. Совещание старост.
  10. Собеседование с родителями учащихся, неуспевающих по итогам цикла.
  11. Линейка по итогам цикла.
Приказы
  1. О проверке тетрадей учащихся.
  2. О проверке дневников учащихся
  3. Об оплате замещенных уроков.
  4. Об итогах 1 цикла.
  5. О вознаграждении за выслугу лет.
Ноябрь
Основные дела
  1. Проведение школьных олимпиад по биологии, географии, физике, математике.
  2. Проверка поурочных планов.
  3. Составление табеля.
  4. Совещание старост.
  5. Внимание – «трудные».
  6. Внимание работе родительского комитета.
Приказы
  1. Об оплате замешенных уроков.
  2. О проверке поурочных планов.
Декабрь
Основные дела
  1. Проведение школьных олимпиад по русскому и литературе.
  2. Производственное совещание.
  3. Подготовка и проведение новогодних утренников и вечеров.
  4. Составление табеля.
  5. Подготовка срезов работ по русскому языку и математике.
  6. Административные срезы по русскому языку и математике.
  7. Учеба старост.
  8. Собеседование с учащимися, неуспевающими по итогам цикла.
  9. Собеседование с родителями учащихся, неуспевающих по итогам цикла.
  10. Линейка по итогам цикла.
  11. Отчеты по итогам полугодия.
Приказы
  1. Об оплате замещенных уроков.
  2. Об итогах 2 цикла.
  3. О проведении новогодних утренников и вечеров.
  4. О контрольных срезах по русскому языку и математике.
Январь
Основные дела
  1. Сдача отчетов по итогам 3-го цикла.
  2. Состояние кружковой работы.
  3. Совещание старост.
  4. Собеседование с учащимися, неуспевающими по итогам цикла.
  5. Собеседование с родителями учащихся, неуспевающих по итогам цикла.
Приказы
  1. Об оплате замещенных уроков.
  2. О проверке кружковой работы.
Февраль
Основные дела
  1. Производственные совещания по итогам цикла.
  2. Проверка планов уроков.
  3. Линейка по итогам 3-его цикла.
Приказы
  1. Об итогах 3-его цикла.
  2. О результатах проверки поурочных планов преподавателей.
Март
Основные дела
  1. Производственное совещание.
  2. Проверка классных журналов.
  3. Проверка тетрадей и дневников.
  4. Работа по профориентации в 9-х классах.
  5. Анализ адаптации 1-ых классов.
  6. Охват горячим питанием.
  7. Составление табеля.
  8. Составление плана подготовки и проведения экзаменов.
  9. Совещание старост.
  10. Предварительная тарификация учителей.
  11. Коррекция учебных планов.
Приказы
  1. Об итогах 4-го цикла.
  2. О проведении дневников и тетрадей.
  3. О проверке классных журналов.
  4. О горячем питании учащихся.
Апрель
Основные дела
  1. Подготовка и утверждение на методическом объединении материалов к экзаменам.
  2. Организация повторения. Проверка подготовки к экзаменам.
  3. Выбор экзаменов учащимися.
  4. Пробные контрольные работы /административные/.
  5. Малый педсовет учителей.
  6. Сдача отчетов по итогам 5 цикла.
  7. Составление табеля.
  8. Совещание старост.
  9. Собеседование с учащимися и их родителями, неуспевающими за цикл.
  10. Линейка по итогам цикла.
  11. Изучение запросов родителей на следующий учебный год.
  12. Посещение родительских собраний.
  13. Диагностика учащихся для комплектования классов.
  14. Комплектование 10 классов, 5 классов.
Приказы
  1. Об оплате замещенных уроков.
  2. Об организации повторения и подготовке к экзаменам.
  3. Об итогах пробных контрольных работ.
Май
Основные дела
  1. Расписание экзаменов в 9-11 классах.
  2. Переводные контрольные работы и смотр знаний.
  3. Творческие отчеты кафедр.
  4. Итоговые родительские собрания.
  5. Инструктаж ассистентов на экзамены.
  6. Организация консультаций.
  7. Оформление личных дел и их сдача.
  8. Подготовка кабинетов к новому учебному году.
  9. Сдача учебников.
  10. Отчет предметников о прохождении программы / особенно практической части/.
  11. Производсвенное совещение по итогам 5 цикла.
  12. Составление табеля.
  13. Формирование 5-х, 10-х классов.
  14. Приготовление протоколов экзаменов.
  15. Подача заявлений на аттестацию.
  16. Обследование детей, поступающих в первый класс.
  17. Отчет кафедр по итогам года.
Приказы
  1. Об итоговой аттестации учащихся.
  2. О присвоении категории по итогам аттестации.
  3. О награждении по итогам года.
  4. О допуске к экзаменам.
  5. О переводе в следующий класс.
  6. Об итогах 5 цикла.
  7. Об оплате замещенных уроков.
  8. О создании экзаменационной комиссии.
  9. Об отпусках.
Июнь
Основные дела
  1. Сдача экзаменов.
  2. Трудовая практика.
  3. Занятия с «осенниками».
  4. Заполнение аттестатов.
  5. Торжественный акт выпуска.
  6. Составление табеля.
  7. Оформление протоколов.
  8. Анализ экзаменов и учебной работы за год.
Для осуществления различных видов контроля заместителями директора по учебной части и зав.кафедрами составлены циклограммы административного  и взаимоконтроля (см.приложение №1)
С целью оказания помощи родителям  составлена циклограмма консультаций преподавателей и администрации

График консультаций для родителей



Важнейшей особенностью организационного аспекта деятельности гимназии является такая организация, при которой учитываются все благоприятные и неблагоприятные факторы.
Проследим влияние расписания уроков  на работоспособность всех участников учебно-воспитательного процесса более подробно на примере начального звена, обучающегося в режиме школы полного дня с 8.00 до 15.00ч.
(см.приложение №2), в котором:
  • минимальная нагрузка,
  • максимальная нагрузка.
Основные предметы проводятся на  1-3 уроке, а наибольший объем учебной нагрузки приходится на вторник и среду.
Продолжительность уроков 40 минут,  перемены по10-15 мин. (завтрак), большая перемена 30 мин.(обед).
В целях создания условий для удовлетворения биологической потребности младших школьников в движении предусмотрен комплекс мероприятий, разработанный на педагогическом совете «Здоровые дети – здоровая нация» (см.сборник).
С этой же целью введены дополнительные предметы двигательно-активного и творческого характера: ритмика, плавание, баскетбольная секция, уроки развития, вокально-хоровая подготовка, творческие  ансамбли, креативные минутки и физминутки.
По запросам родителей организована «вечерняя» группа   до 18.00, где дети еще раз идут на прогулку, полдничают, готовят домашнее задание.
Проблема перегрузки младших школьников  систематически отражается в нормативных документах (письмо министерства общего и профессионального образования РФ от 26.06.97г.) Она явилась предметом совместных исследований психологической службы гимназии №4, кафедры медико-биологических   наук  СурГУ  во главе с кандидатом медицинских наук Поборским А.Н., при участии детской поликлиники  г.Сургута.
Результаты  исследования позволяют внести коррективы в режим дня, учебный план, предусмотреть смену так называемых трудных и легких предметов в целях предотвращения перегрузки,  ведущей к утомляемости детей.
В среднем и старшем звене расписание уроков составляется с учетом тех же санитарно-гигиенических норм.
В 5-11 классах практикуются сдвоенные уроки с целью:
  • Изучение материала укрупненными блоками.
  • Снижение объема домашнего задания.
  • Адаптация к ВУЗовской системе.
Уроки по 40 мин. с перерывом 5-10 мин. между каждым и 10 –15 мин между парами.
Организацию учебно-воспитательного процесса  регламентируют  единые требования для уч-ся, преподавателей и сотрудников гимназии.
Единые требования к учащимся
Сургутской гимназии №4
  1. Являться на занятия за 10 минут до начала занятий. Занятия 1 смены начинаются в 8.00, занятия 2 смены — в 14.00
  2. Оставлять одежду в раздевалке своего класса, иметь сменную обувь (головные уборы, обувь, ценные вещи не оставлять в раздевалке).
  3. Ежедневно посещать все уроки. Если учащийся пропустил занятия по болезни, он обязан предъявить медицинскую справку. Если учащемуся необходимо отсутствовать на занятиях по уважительной причине, он должен обратиться с письменным заявлением к зав.учебной частью, предварительно подписав заявление у классного руководителя.
  4. Учащиеся, пропустившие занятия без уважительной причины, нарушившие правила этикета, подвергаются административному наказанию и общественному порицанию.
  5. Учащиеся, пропустившие занятия по любой причине, обязаны взять допуск у зав.учебной частью.
  6. Учащиеся, занятия по любой причине, обязаны отработать пропуски в течении недели по графику, составленному зам.директора.
  7. Пропуски разрешаются отрабатывать на уроках или в другое, установленное время.
  8. Учащиеся, не отработавшие пропуски в установленный срок, привлекаются к отработке по субботам.
  9. Учащиеся, имеющие неотработанные пропуски на начало нового учебного цикла, к занятиям не допускаются.
  10. Учащиеся, не сдавшие задолженность в установленный срок, аттестуются с отметкой «2».
  11. Аттестация учащегося по всем предметам проводится 1 раз в 6 недель.
  12. Итоги аттестации доводятся до сведения родителей классным руководителем.
  13. Староста класса ежедневно заполняет листы посещаемости в 2-х экземплярах
  14. После занятий дежурные по классу убирают закрепленные кабинеты.
  15. Дежурство классов по школе осуществляется согласно графика. Дежурному классу необходимо придерживаться инструкции по дежурству. Дежурство осуществляется в течении недели. Обязательным является дежурство родителей во время дежурства класса.
  16. Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц в порядке очередности.
  17. Класс обязан убирать на территории гимназии согласно графика.
  18. Учащиеся, не выполнившие единые требования, снижается оценка по поведению.
  19. Класс, не имеющий по итогам аттестации пропусков без уважительной причины, неуспевающих, опозданий, награждается денежной премией.
В них отражены правила  выполнения дисциплины, внешнего  вида , санитарно-гигиенических требований , отношение к учебным обязанностям к учащимся. Контроль за выполнением единых требований возложен на классных руководителей и администрацию, проанализирован и представлен в таблице (см. приложение №3)
На наш взгляд на результативность учебно-воспитательного процесса эффективно влияет система  допусков к занятиям после отсутствия уч-ся и система отработки пропусков уроков. Допуск  к занятиям выдается ученику зам.директора по учебно-организационной работе по предъявлению оправдательного документа или объяснения причины пропуска.        (Образец)

В течение  двух недель ученик обязан «отработать»  пропущенный материал на уроке или в установленном преподавателем время. В случае неотработки выставляется неудовлетворительная оценка.
При такой системе  количество пропущенных уроков по неуважительной причине  идет к снижению:
В единых требованиях для преподавателей прописаны правила трудовой дисциплины, поддержание порядка в течение дня.
Единые требования к учителям гимназии
  1. Явка на работу за 20 минут до начала занятий.
  2. В школе находиться только в сменной обуви.
  3. Ключи от кабинета оставлять на вахте.
  4. Журналы заполнять во время уроков, отмечая пропуски.
  5. Отрабатывать «Н» на уроке и внеурочное время, ставить оценку через дробь (н/4).
  6. Не допускать на уроки учащихся без допуска от зам.директора (если учащийся отсутствовал на прошлом  уроке).
  7. Аттестацию учащихся выставлять на последнем уроке цикла.
  8. Вопросы, связанные с посещением уроков родителями, согласовывать с администрацией.
  9. Проведение классных вечеров, дискотек по согласованию с директором.
  10. Выезды классов в загородные прогулки и экскурсии согласовывать с администрацией.
  11. Встречать и провожать класс у входа в школу.
  12. Во время питания класса находиться в столовой.
  13. Сдавать кабинет после работы в идеальном виде.
  14. Вести тетрадь приема и сдачи кабинета.
Рекомендации:
Быть вежливым, тактичным, веселым, энергичным, красивым, симпатичным, любимцем всех детей!!!
Выполнение единых требований преподавателями подлежит самооценке,  оценке зав кафедрой и сводится в единую таблицу для принятия необходимых мер: поощрение, обмен опытом,  консультативная помощь.
Эффективным средством  организации управления качеством образования являются различные направления  мониторинга.
Мониторинг ведения школьной документации. (классные журналы)
Показатели :
  • внешний вид журналов;
  • систематичность заполнения, выполнение программы;
  • аккуратность заполнения;
  • накопляемость, объективность оценок;
  • соответствие пропусков, их отработка.
Критерии:
  • отлично
  • удовлетворительно
  • неудовлетворительно
Мониторинг ведения школьной документации. (дневники,)
Показатели:
  • Внешний вид дневников;
  • Правильность заполнения;
  • Аккуратность;
  • Выставление оценок;
  • Связь с родителями, система поощрений
Критерии:
  • отлично
  • удовлетворительно
  • неудовлетворительно
Мониторинг ведения школьной документации (тетради учащихся)
Показатели:
  • внешний вид тетрадей;
  • орфографический режим;
  • каллиграфия, аккуратность;
  • систематичность, объективность, качество проверки;
  • система поощрений.
Критерии:
  • отлично
  • удовлетворительно
  • неудовлетворительно
Мониторинг качества обученности.
Мониторинг курсовой переподготовки.
Технология административного мониторинга

Организация учебно-воспитательной работы

В основе результатов мониторинга прогнозируются потребности гимназии:
  • В педагогических кадрах и их квалификации.
  • В спектре образовательных услуг.
  • В материально-техническом обеспечении.
  • В социальном заказе на модель ученика.
С целью  расширения информационного поля о функциях структурных подразделений, подготовки  качественного  контингента уч-ся, результативности в качестве обученности  создана система  преемственности  детский сад – начальная школа-среднее звено
Начало обучения детей в школе выдвигает ряд важных задач перед родителями, воспитателями, учителями начальных классов.
Научные исследования показали, что более  успешно начинать учебу в школе могут  здоровые дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью».
Так возникла необходимость начать работу с будущими учениками на базе детских садов: «Голубок, «Дюймовочка»,  на более раннем этапе – за год до поступления в школу, согласно условиям договора  между детским садом и гимназией №4
Оценка суммы показателей развития ребенка еще не дает полного  представления о его готовности к школе, поэтому важно не просто определение психофизического статуса ребенка перед школой, но и прогнозирование особенностей его адаптации к будущей школьной жизни.
Это:
  • знание о готовности к новой социальной позиции школьника.
  • общение и сотрудничество со взрослыми;
  • развитие сознательности и произвольности;
  • наличие сформированности малыша к учению;
  • важно создание условий, чтобы при всех различиях своих способностей дети могли достичь более или менее стартового уровня развития перед школой.
С этой целью знакомство с будущими первоклассниками начинается не с 1-го сентября наступившего года, а за год до вхождения ребенка в школу.  Разработаны программы «Школа будущего первоклассника» на 6 месяцев и 3 месяца ( по желанию родителей: с ноября или с марта)
Программа рассчитана на детей 6-7-летнего  возраста .
С целью формирования мотивов обучения и психологической подготовки ребенка к школе в курс программы заложены ЗУНы, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки и систематизация знаний об окружающем мире. К концу обучения дети должны:
  • Прочитать и написать любые однозначные и двузначные числа и число нуль.
  • Выполнять сложение и вычитание однозначных чисел и числовой ряд, используя таблицу сложения.
  • Сравнивать числа на основе сравнения, соответствующих им множеств при помощи знаков сравнения (<, >, =)
  • Выбирать и обосновывать выбор действия для решения текстовой арифметической задачи в пределах изученных действий.
  • Уметь обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии.
  • Ориентироваться в пространстве на плоскости во времени.
  • Находить в окружающем мире геометрические фигуры.
(             ,             ,          )
Также  концу обучения дети должны уметь:
  • правильно сидеть при письме;
  • правильно располагать тетрадь на парте;
  • правильно держать карандаш и ручку при письме;
  • писать строчные буквы и соединять их основными типами соединений;
  • правильно располагать буквы и слова на строке;
  • списывать слова с образца (с начала с рукописного, а затем с печатного шрифта)
  • пользоваться словом в правильной грамматической форме;
  • организовывать и сопоставлять свою деятельность в соответствии с ее целью;
  • внимательно слушать ответы детей.

Особое внимание уделяется развитию внимания, памяти, способности к самостоятельному мышлению, фонематического слуха, тонкой моторики руки. Все это послужит залогом успехов на школьных уроках.
В целях формирования мотива к обучению организовано посещение гимназии №4 подготовительными группами детских садов. В этот день для них проводится экскурсия по кабинета, залам, выставкам. В восторге дети от бассейна и компьютерного класса. Учителя 1-х классов показывают фрагменты различных уроков. А затем чаепитие с пирогом вместе с первоклассниками. Таким образом, у всех детей появится желание учиться в гимназии №4.
В феврале  проводятся встречи учителей, психологов с родителями будущих первоклассников, на которых родители знакомятся с визиткой школы,  с программами развивающего обучения
В апреле – мае идет диагностика будущих  первоклассников психологами гимназии, где определяется степень  подготовленности к обучению в школе. По мере необходимости родителям даются рекомендации для корректировки  каких-либо процессов.
При поступлении в 1-й класс в период адаптации  к школьному обучению, учителями  и психологами ведутся наблюдения и заполняется «карта адаптации первоклассников к обучению к школе». А затем на «малом педсовете» по адаптации первоклассников выслушиваются сообщения всех педагогов, работающих с ними.
Таким образом, сотрудничество гимназии и детских садов оказывает практическую помощь родителям, воспитателям и педагогам.
С целью создания комфортных условий для жителей гимназии изучается мнение родителей, учащихся, коллег через рефлексивные листы и анкеты.
Рефлексивный лист
Декада кафедры «Формирование  и развитие личности младшего школьника»
Формирование и развитие личности младшего школьника
Анализ рефлексивных листов помогает оценить состояние
учебно-воспитательного процесса и  внести необходимые коррективы.
Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com

Комментарии