Содержание психологического сопровождения развития личности школьника

Содержание психологического сопровождения развития личности школьника

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Содержание работы психологической службы гимназии №4
Психологическая служба гимназии №4 создана в 1994 году, имеет сложную структуру, объединяя 6 психологов и 1 логопеда.
Из них: психологов высшей категории – 3
  • первой категории – 2
  • второй категории – 1
  • логопед высшей категории – 1
Психологи гимназии осуществляют свою деятельность, руководствуясь положением о школьной психологической службе, также запросами учащихся, родителей, педагогов и администрации.
Психологической службой разработаны функциональные обязанности психологов по возрастным категориям, циклограмма работы (недельная) , план работы на год.
Циклограмма работы  психологической службы

ПонедельникРабота с документацией
Консультации учеников.
ВторникПланерка.
Диагностика и обработка.
СредаПосещение уроков.
Индивидуальная работа по запросам.
ЧетвергСеминары.
Консультации учителей.
ПятницаПодготовка к диагностике.
Посещение уроков.
СубботаМетодическая работа.
Консультации с родителями.

Материальная база:
рабочие кабинеты – 6
кабинет психологической разгрузки – 1
компьютер — 2
телевизор — 2
видеомагнитофон – 1
ксерокс – 1
Задачами психологической службы гимназии являются следующие:
  • содействие полноценному личностному интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе, формирование у них самопознания, саморазвития и самореализации;
  • обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения;
  • профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;
  • создание условий и привитие интереса к вопросам изучения индивидуально-личностных особенностей как детей, так и взрослых с целью их адекватной самореализации и развития.
Основные виды деятельности психологической службы гимназии:
1)Психопрофилактическая работа – формирование у педагогов и учащихся потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
2)Психодиагностическая работа – углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всей школьной жизни, выявление психологических особенностей школьника, знание которых необходимо для его успешного обучения и развития.
3)Психокоррекция – разработка и осуществление программы развития, коррекции и психологической помощи для учащихся, имеющих отклонения и нарушения психического развития.
4)Консультативная работа – консультирование (индивидуальное и групповое) администрации, педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей, программ обучения, при переходе с одной ступени  на другую; консультирование учащихся по вопросам профессионального  личностного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и др.
Работа с учащимися
Психологами гимназии разработана схема этапов мониторинга и психологического сопровождения, развития личности школьника по возрастным категориям (Приложение №1).
До принятия в гимназию будущие первоклассники проходят тестирование для определения психологической готовности к школьному обучению. По результатам тестирования родители и учителя получают рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса и проводится комплектование 1-х классов.
На протяжении обучения в начальной школе психологами проводится углубленное психологическое изучение учащихся, данные каждого фиксируются в диагностической карт по готовности к переходу в среднее звено.
Большую работу проводят психологи гимназии по изучению и отслеживанию школьной адаптации, особенно в такие кризисные периоды обучения, как начало школьной жизни (1 класс), переход детей из начальной школы в среднее звено (5 класс) и формирование новых классных комплектов (10 класс), с этой целью используются не только психодиагностические методики, но и ведутся наблюдения за учащимися на уроках, на мероприятиях по внеклассной работе, проводятся анкетирование родителей, собеседование с классными руководителями и учителями предметниками.
Во всех классах (1-11) гимназии проводятся учебные занятия психологического содержания:
1-3 класс – часы развития
5-8 классы – часы развития, культура общения
8-9 классы – психология общения
10-11 классы – спецкурсы «Общая психология», «Возрастная психология», «Психология общения», «психология самоопределения».
Программа учебных занятий по  психологии разработаны психологами гимназии (являются авторскими и компилятивными), апробированы и прошли рецензирование в Сургутском педагогическом институте.
Программы соответствуют возрастным особенностям школьников, способствуют гуманизации образовательного процесса, расширению кругозора учащихся и воспитывают у них умение адекватно воспринимать происходящие вокруг них события и навыки конструктивного общения.
В подростковых классах большое внимание уделяется работе по изучению интересов учащихся, их психолого-педагогического статуса, общих и специальных способностей. Таким  образом, удовлетворяется потребность подростков в самопознании.
Ведущее место в работе психолога со старшеклассниками (10-11 классы) занимаю вопросы профессионального и личностного самоопределения учащихся. Для этого используются различные психодиагностические методики, профконсультации индивидуальные и групповые), профориентационные игры, активизирующие опросники.
Практика показывает, что среди учащихся 10-х классов и частично 11-х классов можно выделить следующие группы:
1) определили свое будущее призвание
2) выбрали разу несколько профессий
3) необходима переориентация
4) не знают, куда пойти учиться или работать
(Приложение №2).
На индивидуальные консультации к психологам чаще всего приходят учащиеся, имеющие проблемы во взаимоотношениях со взрослыми, со сверстниками, а также по вопросам профессионального самоопределения.
Ведется работа и с учащимися, имеющими повышенные учебные способности и интересующимися вопросами психологии:
  • исследовательская работа психологов с учащимися;
  • индивидуальная групповая работа со старшеклассниками по подготовке и олимпиадам по психологии.
Начиная с 1995 года учащиеся гимназии занимают призовые места в городских олимпиадах по психологии, проводимых Сургутским институтом (всего 11 победителей).
Также в гимназии подготовлены 3 победителя городского и регионального симпозиума молодых исследователей Севера «Шаг в будущее».
 Работа с учителями
Ведется по четырем направлениям:
  • психологическое просвещение
  • индивидуальное консультирование
  • психодиагностика развития пед.коллектива
  • посещение уроков
Вопросы психологического просвещения решаются на психолого-педагогических семинарах (которые проводятся 1 раз в цикл),  малых педсоветах по параллелям («Адаптация в 1,5 и 10 классах», «Комплектование 1,5 и 10 классах» и др.), круглых столах по отдельным проблемам обучения и воспитания школьников, а также  при подборе психологических источников, рекомендуемых для изучения.
 Тематика психолого-педагогических семинаров и практикумов в гимназии
  1. Возрастные особенности учащихся и их влияние на психолого-педагогический подход (по направлениям).
  2. Практикум по заполнению адаптационных карт (1,5 классы).
  3. Педагогическое общение – наука и искусство.
  4. Педагогическая этика. (семинар)
  5. Работа с детьми группы «риска».
  6. Семинар для начинающих учителей «Психологические особенности методики преподавания».
  7. Психолого-педагогический практикум «Технология работы с одаренными детьми».
  8. Управление развитием творческих способностей гимназистов.
  9. Семинар –практикум «Приемы развития связной письменной речи у учащихся» (логопед, начальная школа).
  10. Оценка и реакция учителя на психологическое состояние учащихся.
  11. Педагогический подход к акцентуированным подросткам. (для учителей 8-9 классов)
  12. Особенности учебной деятельности старшеклассников. (для учителей 10-11 классов.
  13. Интересы и учебная деятельность подростков.
  14. Семинар-практикум «Знаете ли вы юношескую психологию» (для учителей старших классов).
  15. Способности учащихся и их роль в учебной деятельности. (семинар-практикум).
  16. Особенности адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 классов.
  17. Построение перспектив развития учащихся 5-х классов. (психолого-педагогический семинар)
  18. Индивидуальный подход к учащимся: проблемы и их решение. (семинар-практикум)
  19. Психологический час для учителей 3-х классов «О подготовке учащихся к переходу в среднее звено».
  20. Дисграфия. Способы выявления и методы коррекции. (логопедический семинар-практикум, начальная школа).
  21. Психологический час для учителей 1-3 классов «Растим отличников».
На индивидуальных и групповых консультациях психологии знакомят учителей с анализом проведенных психодиагностических срезов и дают рекомендации по использованию полученных сведений в организации учебно-воспитательного процесса.
Ежегодно в гимназии проводится изучение адаптации вновь прибывших учителей. С этой целью используется анкетирование, посещение уроков, собеседование, наблюдение и др. Учителям, оказывается психологическая поддержка, а администрации гимназии даются рекомендации по результатам изучения адаптации вновь прибывших учителей.
Уроки посещаются психологами со следующими целями:
  • изучение использование индивидуального подхода к учащимся в учебном процессе;
  • изучение классного коллектива;
  • изучение адаптации учащихся;
  • психологический анализ урока и др.
По запросу администрации изучались и с целью изучения психологического климата:
  • характеристика коллектива (ценностно-ориентационная зрелость, организованность, сплоченность);
  • оценка удовлетворенности работой учителями гимназии.;
  • творческий потенциал
  • выявление стилей педагогического общения;
Работа с родителями.
С целью психологического просвещения родителей организованы выступления психологов на общих и классных родительских собраниях в течение всего учебного года.
Тематика и содержание психологов определяется:
  • — запросами администрации и классных руководителей;
  • — запросами (специально изучаемыми в начале учебного года) родителей;
  • — особенностями возрастного этапа развития школьников;
  • необходимостью анализа данных психодиагностических срезов и доведения их до сведения родителей, выдача рекомендация для родителей.

Тематика выступлений психологов на родительских собраниях
  1. Трудности адаптации (1,5,10 классы).
  2. Возрастные особенности ( по параллелям).
  3. Становление Я-концепции в юношеском возрасте (10-11 классы)
  4. Значение общения в развитии личностных качеств подростка (6-8 класс).
  5. Психологический климат в семье и его роль в развитии ребенка.
  6. Развитие познавательных интересов детей: роль семьи (круглый стол для родителей).
  7. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности (5-6 классы).
  8. Когда легко учиться (3 класс). Предупреждение и коррекция отклонений в письменной речи учащихся (родительское собрание-практикум, логопед, начальная школа).
  9. Профессиональное самоопределение старшеклассников. Роль родителей в выборе профессии (10-11 классы).
  10. Формирование интересов и склонностей у старших подростков (8-9 классы).
  11. Конфликты с взрослеющими детьми (10-11 классы).
  12. Влияние самооценки ребенка на взаимоотношение с родителями (8 классы).
  13. Роль интересов в развитии личности подростка (7-8 классы).
  14. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессивности (5-6 классы).
  15. Роль родителей в развитии интересов подростков (8-9 классы).
  16. Способность ребенка и роль семьи в их развитии.
На индивидуальных консультациях у психологов родители получают необходимую информацию о своих детях, помогающую в воспитании и развитии ребенка в семье.
Чаще обращаются к психологу родители, имеющие и осознающие свои проблемы во взаимоотношениях с детьми.

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com

Комментарии