Содержание психологического сопровождения развития личности школьника
Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Содержание работы психологической службы гимназии №4Психологическая служба гимназии №4 создана в 1994 году, имеет сложную структуру, объединяя 6 психологов и 1 логопеда.
Из них: психологов высшей категории – 3
- первой категории – 2
- второй категории – 1
- логопед высшей категории – 1
Психологической службой разработаны функциональные обязанности психологов по возрастным категориям, циклограмма работы (недельная) , план работы на год.
Циклограмма работы психологической службы
Понедельник | Работа с документацией Консультации учеников. |
Вторник | Планерка. Диагностика и обработка. |
Среда | Посещение уроков. Индивидуальная работа по запросам. |
Четверг | Семинары. Консультации учителей. |
Пятница | Подготовка к диагностике. Посещение уроков. |
Суббота | Методическая работа. Консультации с родителями. |
Материальная база:
рабочие кабинеты – 6
кабинет психологической разгрузки – 1
компьютер — 2
телевизор — 2
видеомагнитофон – 1
ксерокс – 1
Задачами психологической службы гимназии являются следующие:
- содействие полноценному личностному интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе, формирование у них самопознания, саморазвития и самореализации;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения;
- профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;
- создание условий и привитие интереса к вопросам изучения индивидуально-личностных особенностей как детей, так и взрослых с целью их адекватной самореализации и развития.
1)Психопрофилактическая работа – формирование у педагогов и учащихся потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
2)Психодиагностическая работа – углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всей школьной жизни, выявление психологических особенностей школьника, знание которых необходимо для его успешного обучения и развития.
3)Психокоррекция – разработка и осуществление программы развития, коррекции и психологической помощи для учащихся, имеющих отклонения и нарушения психического развития.
4)Консультативная работа – консультирование (индивидуальное и групповое) администрации, педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей, программ обучения, при переходе с одной ступени на другую; консультирование учащихся по вопросам профессионального личностного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и др.
Работа с учащимися
Психологами гимназии разработана схема этапов мониторинга и психологического сопровождения, развития личности школьника по возрастным категориям (Приложение №1).
До принятия в гимназию будущие первоклассники проходят тестирование для определения психологической готовности к школьному обучению. По результатам тестирования родители и учителя получают рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса и проводится комплектование 1-х классов.
На протяжении обучения в начальной школе психологами проводится углубленное психологическое изучение учащихся, данные каждого фиксируются в диагностической карт по готовности к переходу в среднее звено.
Большую работу проводят психологи гимназии по изучению и отслеживанию школьной адаптации, особенно в такие кризисные периоды обучения, как начало школьной жизни (1 класс), переход детей из начальной школы в среднее звено (5 класс) и формирование новых классных комплектов (10 класс), с этой целью используются не только психодиагностические методики, но и ведутся наблюдения за учащимися на уроках, на мероприятиях по внеклассной работе, проводятся анкетирование родителей, собеседование с классными руководителями и учителями предметниками.
Во всех классах (1-11) гимназии проводятся учебные занятия психологического содержания:
1-3 класс – часы развития
5-8 классы – часы развития, культура общения
8-9 классы – психология общения
10-11 классы – спецкурсы «Общая психология», «Возрастная психология», «Психология общения», «психология самоопределения».
Программа учебных занятий по психологии разработаны психологами гимназии (являются авторскими и компилятивными), апробированы и прошли рецензирование в Сургутском педагогическом институте.
Программы соответствуют возрастным особенностям школьников, способствуют гуманизации образовательного процесса, расширению кругозора учащихся и воспитывают у них умение адекватно воспринимать происходящие вокруг них события и навыки конструктивного общения.
В подростковых классах большое внимание уделяется работе по изучению интересов учащихся, их психолого-педагогического статуса, общих и специальных способностей. Таким образом, удовлетворяется потребность подростков в самопознании.
Ведущее место в работе психолога со старшеклассниками (10-11 классы) занимаю вопросы профессионального и личностного самоопределения учащихся. Для этого используются различные психодиагностические методики, профконсультации индивидуальные и групповые), профориентационные игры, активизирующие опросники.
Практика показывает, что среди учащихся 10-х классов и частично 11-х классов можно выделить следующие группы:
1) определили свое будущее призвание
2) выбрали разу несколько профессий
3) необходима переориентация
4) не знают, куда пойти учиться или работать
(Приложение №2).
На индивидуальные консультации к психологам чаще всего приходят учащиеся, имеющие проблемы во взаимоотношениях со взрослыми, со сверстниками, а также по вопросам профессионального самоопределения.
Ведется работа и с учащимися, имеющими повышенные учебные способности и интересующимися вопросами психологии:
- исследовательская работа психологов с учащимися;
- индивидуальная групповая работа со старшеклассниками по подготовке и олимпиадам по психологии.
Также в гимназии подготовлены 3 победителя городского и регионального симпозиума молодых исследователей Севера «Шаг в будущее».
Работа с учителями
Ведется по четырем направлениям:
- психологическое просвещение
- индивидуальное консультирование
- психодиагностика развития пед.коллектива
- посещение уроков
Тематика психолого-педагогических семинаров и практикумов в гимназии
- Возрастные особенности учащихся и их влияние на психолого-педагогический подход (по направлениям).
- Практикум по заполнению адаптационных карт (1,5 классы).
- Педагогическое общение – наука и искусство.
- Педагогическая этика. (семинар)
- Работа с детьми группы «риска».
- Семинар для начинающих учителей «Психологические особенности методики преподавания».
- Психолого-педагогический практикум «Технология работы с одаренными детьми».
- Управление развитием творческих способностей гимназистов.
- Семинар –практикум «Приемы развития связной письменной речи у учащихся» (логопед, начальная школа).
- Оценка и реакция учителя на психологическое состояние учащихся.
- Педагогический подход к акцентуированным подросткам. (для учителей 8-9 классов)
- Особенности учебной деятельности старшеклассников. (для учителей 10-11 классов.
- Интересы и учебная деятельность подростков.
- Семинар-практикум «Знаете ли вы юношескую психологию» (для учителей старших классов).
- Способности учащихся и их роль в учебной деятельности. (семинар-практикум).
- Особенности адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 классов.
- Построение перспектив развития учащихся 5-х классов. (психолого-педагогический семинар)
- Индивидуальный подход к учащимся: проблемы и их решение. (семинар-практикум)
- Психологический час для учителей 3-х классов «О подготовке учащихся к переходу в среднее звено».
- Дисграфия. Способы выявления и методы коррекции. (логопедический семинар-практикум, начальная школа).
- Психологический час для учителей 1-3 классов «Растим отличников».
Ежегодно в гимназии проводится изучение адаптации вновь прибывших учителей. С этой целью используется анкетирование, посещение уроков, собеседование, наблюдение и др. Учителям, оказывается психологическая поддержка, а администрации гимназии даются рекомендации по результатам изучения адаптации вновь прибывших учителей.
Уроки посещаются психологами со следующими целями:
- изучение использование индивидуального подхода к учащимся в учебном процессе;
- изучение классного коллектива;
- изучение адаптации учащихся;
- психологический анализ урока и др.
- характеристика коллектива (ценностно-ориентационная зрелость, организованность, сплоченность);
- оценка удовлетворенности работой учителями гимназии.;
- творческий потенциал
- выявление стилей педагогического общения;
С целью психологического просвещения родителей организованы выступления психологов на общих и классных родительских собраниях в течение всего учебного года.
Тематика и содержание психологов определяется:
- — запросами администрации и классных руководителей;
- — запросами (специально изучаемыми в начале учебного года) родителей;
- — особенностями возрастного этапа развития школьников;
- необходимостью анализа данных психодиагностических срезов и доведения их до сведения родителей, выдача рекомендация для родителей.
Тематика выступлений психологов на родительских собраниях
- Трудности адаптации (1,5,10 классы).
- Возрастные особенности ( по параллелям).
- Становление Я-концепции в юношеском возрасте (10-11 классы)
- Значение общения в развитии личностных качеств подростка (6-8 класс).
- Психологический климат в семье и его роль в развитии ребенка.
- Развитие познавательных интересов детей: роль семьи (круглый стол для родителей).
- Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности (5-6 классы).
- Когда легко учиться (3 класс). Предупреждение и коррекция отклонений в письменной речи учащихся (родительское собрание-практикум, логопед, начальная школа).
- Профессиональное самоопределение старшеклассников. Роль родителей в выборе профессии (10-11 классы).
- Формирование интересов и склонностей у старших подростков (8-9 классы).
- Конфликты с взрослеющими детьми (10-11 классы).
- Влияние самооценки ребенка на взаимоотношение с родителями (8 классы).
- Роль интересов в развитии личности подростка (7-8 классы).
- Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессивности (5-6 классы).
- Роль родителей в развитии интересов подростков (8-9 классы).
- Способность ребенка и роль семьи в их развитии.
Чаще обращаются к психологу родители, имеющие и осознающие свои проблемы во взаимоотношениях с детьми.
Комментарии
Отправить комментарий