Система стимулирования
Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
В соответствии с концепцией развития, миссией общеобразовательной гимназии № 4 современных подходов к понятию «образование личности», новой парадигмы образования мотивационно-стимулирующая функция управления требует иных более творческих подходов на всех уровнях взаимодействия.Наравне с классическими формами стимулирования: денежной премией, благодарностью, помещение фотографии в Галерею славы и др. в гимназии разработана, адаптированы, и заняли достойное место такие формы как чествование на итогов педагогическом совете, рефлексивный лист благодарности, перевод на самоконтроль (работа на доверии), делегирование полномочий, включение учащихся в состав в аттестационных комиссий на экзамены весенней сессии и др.
Давно известно мудрое изречение о том, что учащийся – это не сосуд, который надо наполнять, а факел, который следует зажечь. Стимул для человеческого организма – это как энергия его действия. Педагог сам должен быть личностью, умеющий стимулировать, создавать устойчивый мотив и желание учиться.
На I уровне решения этой проблемы (стимулирование учебной деятельности учащихся) возможны два варианта взаимодействия администрация гимназии – учитель – учащийся:
- Через учебные занятия.
- Внеучебную деятельность.
- Стимулирование учебной деятельности учащихся на уроке.
Следует подчеркнуть: обучения не связанного с насилием над личностью ребенка. Здесь особую значимость приобретает стимул как инструмент формирования познавательного интереса учащегося на уроке. Однако анализ посещенных уроков, собеседование с учителями-предметниками свидетельствуют, что количество активных контактов учащегося с учителем на уроке (инициатива ответа исходит от учащегося) резко падает и большая доля работы на уроке проходит за счет пассивных контактов (по инициативе учителя).
Напрашивается вывод: на сегодня арсенал стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроке в полной мере не затребованном. Решение этой проблемы в гимназии № 4 проводилось в несколько этапов:
- Анкетирование педагогического коллектива с целью выяснения взглядов, толкования понятия «педагогическое стимулирование» и диапазона известных и используемых стимулов.
- Информационный этап
- изучение литературы по проблеме;
- сбор стимульного материала.
- Прогностический этап:
- исследование детерминантов деятельности педагогов;
- разработка опросника «Учебные стимулы»;
- обработка результатов;
- расчет достоверности полученных результатов.
- Практический этап:
- проявление и выбор стимулов по степени значимости как для учителя , так и для учащихся.
- Оценка.
- Яркая, образная, эмоциональная речь учителя.
- Словесная похвала (Молодец! Умница! и пр.).
- Перспективы (практическое использование знаний в дальнейшем).
- Организация коллективной деятельности.
- Разноуровневые задания.
- Усложнение задания (выход на креативный уровень).
- Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
- Анализ учебных результатов учащегося учителем.
- Положительный пример.
- Занимательная ситуация.
- Дозированное домашнее задание.
- Познавательная игра.
- Использование элементов соревнования.
- Концентрация внимания на промежуточных успехах ученика.
- Креативная минутка.
- Оценка достижения учащегося на родительских собраниях.
- Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например: чтение лучших сочинений классу).
- Проблемно-поисковая ситуация.
- Опора на анализ жизненных ситуаций.
- Контролируемое доверие.
- Задания практического характера.
- Юмористическая минутка.
- Запись благодарности в дневник.
- Взаимоконтроль.
- Учебная дискуссия.
- Выставка лучших работ учащихся по итогам урока.
- Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели.
- Решение задач и проблем профессиональной направленности.
- Рецензия результата учащегося товарищем.
- информирование педагогического коллектива о банке стимулов;
- мониторинг стимулирования учебного процесса;
- оказание методической помощи учителю по системному использованию стимулов;
- стимулирование как один из критериев качества при посещении уроков и аттестации учителей.
- Стимулирование учащихся во внеурочной деятельности.
Основные формы поощрения включают:
- денежное поощрение;
- материальное (сувениры, подарки и пр);
- общественное признание достижения отдельного учащегося;
- общественное признание достижений классного коллектива.
Периодически премируются учащиеся, добившиеся высоких результатов в спортивных соревнованиях, музыкальных фестивалях и выполнение общественных поручений.
Одним из мощных рычагов стимулирующих активную деятельность учащихся является смотр — конкурсов «Лучший 99/2000».
Критерии смотр – конкурсов:
- итоги цикла (количество отличников, хорошистов, учащихся с одной и двумя тройками);
- уровень сознательной дисциплины на уроке и переменах;
- участие во внеклассных мероприятия;
- качеств дежурства по школе;
- трудовые дела.
- подведения итогов старостами классов на собрании с участием делегатов от каждого класса;
- прозрачность результатов, постоянного обновления их;
- актуализации систематической рекламы на линейке по итогам цикла;
- поощрение промежуточных результатов;
- значимость поощрения за конечный результат.
- «Интеллектуал» (чествуются победители олимпиад, симпозиумов, интеллектуальных рингов и конкурсов);
- «Золотой фонд» (учащиеся имеющие результат отлично по всем предметам);
- «Порядок» (лучшие старосты классов и их заместители);
- «Авангард» (наиболее активные учащиеся – члены Совета актива начального звена, среднего звена и САСТ (Совет Актива старшеклассников);
- «Вдохновение» (члены театральной студии, интеллектуальных клубов);
- «Овация» (участники ансамблей, хоров, вокальных групп победивших на музыкальных конкурсах, фестивалях);
- «Рекорды» (спортивные знаменитости гимназии)
- классные коллективы (благодарность за успехи учебной деятельности, участие в школьных делах, спортивные успехи);
- учащиеся а) удостоверение «Лучший староста» по итогам цикла; б) диплом за «Добросовестное отношение дежурству по школе»; в) диплом «За успехи учебной деятельности» (награждаются учащиеся добившиеся наиболее высоких результатов по сравнению с самим собой, по итогам прошедших циклов; г) грамоты по итогам предметных декад (за лучшие творческие работы, победа в конкурсах, самую аккуратную тетрадь и т.д.).
Следует отметить, что поощрения получаемые ребенком на протяжении всего учебного ода и периода обучения в гимназии заносятся в «Книгу достижений гимназиста». Это своего рода зеркало учащегося, где отражено насколько реализован его потенциал, это и своеобразное средство общественного признания успеха ребенка. При грамотном использовании «Книжки достижений гимназиста» она может стать своеобразным мониторингом развития личности.
Мониторинг стимулирования учащихся позволяет увидеть классы с недостаточным уровнем положительной мотивации, провести своевременный анализ и внести необходимые коррективы.
- Стимулирование педагогической деятельности учителя.
- Работа в субботу.
- Работа в две смены.
- Классное руководство.
- Результативность по сравнению с самим собой.
- Отсутствие неудовлетворительных оценок в общеобразовательных классах.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, спартакиадам, фестивалям.
- Отсутствие конфликтов с родителями.
- Своевременная оплата за питание учащимися.
- Ремонт кабинета.
- Поиск спонсоров.
- Выступление за честь школы в спорте, КВН, конкурсе «Учитель- года».
- Результативная работа по предмету.
- Отсутствие конфликтов с коллегами.
- Отсутствие конфликтов с учащимися.
- Реклама, имидж школы.
- Работа актива класса школьных масштабах.
- Количество посаженных цветов (в классе, рекреациях )
- Исполнительская дисциплина.
- Внесение идеи по:
- улучшению деятельности гимназии;
- социальной защите
- Участие в общешкольных мероприятиях.
- Печатные издания.
В практике эффективного менеджмента описан и малоизученный способ вознаграждения – с помощью определенных действий. Для использования этого метода необходимо ориентировать педагогов на высокое качеств , конкурентоспособность результатов своего труда, использовать групповые принятия решений вместо авторитарного, индивидуального, а также осуществлять открытые каналы общения между администрацией и непосредственными исполнителями. Оказанный метод адаптирован к условиям педагогической среды и используется в управленческой деятельности гимназии. Так уже входят в традицию, когда решение стратегического характера для деятельности гимназии принимаются коллективно на педагогических советах образовательного учреждения. Перспективное планирование, распределение часов в учебном плане, тарификация учителей определяется по звеньям цепи: учитель – руководитель предметной лаборатории – заведующий кафедрой – директор гимназии. Ведь общеизвестно: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра».
Помимо указанных методов вознаграждения применяется продвижение по служебной лестнице. Принято в гимназии на педагогическом совете коллективным обсуждением и голосованием выдвигать лучших педагогов с вручением удостоверения к работе на доверии. Это вполне согласуется с принятыми в психологии теориями трудовой мотивации. Не менее важным мотивом является назначение педагога в резерв руководства. При чем этот орган является действенным и постоянно работающим. Это дает возможность реализовать потребности признания и самоутверждения большой группе учителей.
Делегирование полномочий нами рассматривается как инструмент более широкого использования человеческой энергии. А чем более высокий потенциал таковой задействован, тем успешнее функционирует система. Это прием используется во всех звеньях управления образовательным учреждениям.
Мощным мотивирующим воздействием на работника обладает традиционное чествование на итоговом педагогическом совете с вручением диплома «Лауреат года». Чествование проводится по следующим номинациям:
- «Открытие года» (работники достигшие результатов в саморазвитии, либо в новой для себя области деятельности).
- «Соискатели» (педагоги, поступившие в аспирантуру).
- «Забота» (младший обслуживающий персонал с высоким уровнем исполнительской дисциплины).
- «Финансист» (лучшие работники бухгалтерии).
- «Смак» (повара, кондитеры лучшие в учебном году).
- «Зодчие» (классные руководители, добившиеся успехов в воспитании классного коллектива).
- «Штурманы» (администрация гимназии).
- «Мастер» (участники конкурса «Учитель года»).
- «Доверие» (учителя получившие право работы на доверии).
Хочу сказать спасибо
Ф.И.О. _______________
Кому (Ф.И.О.) | За что |
Коллегам | |
Учащимся | |
Родителям |
Диапазон «спасибо» очень широк. Это и за:
- своевременную помощь;
- взаимопонимание, взаимовыручку;
- моральную поддержку;
- отношение к своим обязанностям;
- умению слышать чужую боль;
- безграничное терпение;
- сотрудничество;
- своевременность в работе;
- работоспособность;
- справедливость;
- большую выдержку и т.д.
Важно отметить, что итог опроса – достояние каждого работника и каждый в нем услышит себя.
Поощряемым результатом может быть также не достижение какого-либо конечного результата, а само участие в деятельности в той или иной форме. Такими формами на начальном этапе развития учебного заведения стали семинары городского, окружного и республиканского уровня. Следующим этапом явился День открытых дверей для родителей, учащихся гимназии и гостей города. В традициях гимназии нашел прописку «Мастер — класс» предметных объединений, где каждый педагог представил свой опыт, идеи на своем уровне. Следует отметить, что участие каждого конкретного учителя анализируется, обсуждается на кафедре и фиксируется в свободной таблице:
Занятость учителей
кафедры ……. в ….. ( «мастер — классе», семинаре, Дне открытых дверей и т.д.).
№ | Ф.И.О. | Оформление кабинетов | Концерт | Видеофильм | Экскурсия по гимназии | Выставка творческих работ | Выступление на секциях | Дежурство | Открытый урок | Сценарий |
1 | Иванова О.Ю. | + | + | + | + |
Это дает возможность учителю проявить себя, дает чувство удовлетворенности и является тем стимулом, который дает возможность реализовать высшие мотивы – саморазвитие и самореализацию.
Формы стимулирования
деятельности работников гимназии № 4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 | Разовая премия в размере оклада Представление к званиям «Заслуженный учитель» Личная благодарность. Предоставление дополнительных дней отдыха. Вручение грамоты. Публикация в школьной, городской и республиканской печати. Делегирование полномочий. Привлечение для разработки наиболее важных проблем. Персонифицированные вознаграждения. Назначение в резерв администрации, руководителей подразделений. Назначение на руководящие должности. Проявление интереса о настроении, здоровья. Поздравленья с днем рожденья. Помещение фотографии на стену. Публичная похвала на планерках, производственных совещаниях, НМС. Выделение оздоровительной путевки. Ценный подарок. Направления на проблемные конференции. Направления на различные престижные курсы переподготовки и повышения квалификации. Включение в деятельность по подготовке и проведению предметных декад, мастер- классов. Дополнительные дни к отпуску. Проведение курсовой подготовки, открытых уроков, семинаров различного уровня. Перевод на самоконтроль (работа на доверии). Благодарность в приказе. Чествование на итоговом педагогическом совете. Стимулирующая надбавка. Премия за результативность работы (победа учащегося на олимпиадах, симпозиумах различного уровня, фестивалях, конкурсе «Педагог года» и т.д.). Выделение льготного билета на спектакль, балет, концерт. Включение в состав аттестационной комиссии, научно-методического совета. Учеба в аспирантуре. |
Комментарии
Отправить комментарий