Дополнительное образование как средство приобретения витагенного опыта школьников: организация, состояние и динамика развития

Дополнительное образование как средство приобретения витагенного опыта школьников: организация, состояние  и динамика развития

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Дополнительное образование как составная часть общего и профессионального образования, базирующееся на достижениях науки и практики, является социально значимым.
Дополнительное образование служит не только средством реализации познавательных потребностей учащихся, развития их познавательного интереса, но и является средством приобретения витагенного опыта: опыта деятельности в различных предметных областях, опыта первоначальной профилизации как ступени к сознательному выбору профессии, опыт соотнесения своих индивидуальных возможностей и личностных запросов и интересов и т. д.  Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.
Поиск ценностно-ориентированных качеств ребенка, на которые опирается учитель для развития познавательного интереса, повышения качества обучения привел к изучению и составлению моделей выпускника школы.:
  • наличие собственных убеждений;
  • социальная адаптивность, материалистичность;
  • способность мыслить критически;
  • осознание культа знаний.
Таким образом, роль дополнительного образования становится наиболее значимой позволяет усилить личностную ориентацию образования, организовать профильное, углубленное изучение ряда дисциплин; предпрофессиональное обучение в старших классах средней школы позволит обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. Следовательно, и дополнительное образование детей можно рассматривать как основное условие, как «стартовую площадку» в становлении творческого и интеллектуального потенциала страны.
Дополнительное образование детей изначально ориентировано на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие мотивации к познанию и творчеству. Причем часто бывает так, что для ребенка значимым является именно дополнительное образование, а не основное, которое получают на уроках. «В школьном среднем образовании учащиеся узнают «понемногу о многом».  В добровольных объединениях по интересам – постигают то или иное явление с глубиной и интенсивностью, которые возможны при работе заинтересованного человека («все о немногом»)».          (В. А. Горский).
Общеобразовательная гимназия как тип образовательного учреждения, дающего основное среднее образование, не может быть построено только на базовом учебном плане без использования всех возможностей его вариативной части.
На наш взгляд, у системы дополнительного образования в гимназии по сравнению с внешкольными учреждениями, выполняющими ту же функцию, есть ряд достоинств: 1) у педагогического коллектива гимназии (школы, лицея) больше возможности изучить индивидуально -типологические особенности ребенка, его запросы и потребности, базирующиеся на витагенной информации и жизненном опыте учащихся и учесть их при создании индивидуальной траектории развития личности ребенка; 2) знание профессионального мастерства педагогического коллектива при распределении дополнительной нагрузки; 3) безболезненный переход учащихся из одной возрастной группы в другую, из одного объединения, направления деятельности в другое. В то же время, необходимо отметить отсутствие рекламы учреждений дополнительного образования, низкий уровень их взаимодействия с образовательными учреждениями города в представлении своего опыта.
Дополнительное образование детей, исходя из своеобразия, стремиться к органическому сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Все вышеизложенное и определяет актуальность вопроса о содержании и месте дополнительного образования в структуре общеобразовательной гимназии №4.
Анализ собственной деятельности, педагогического коллектива гимназии и деятельности других организаций позволил нам путем проб и ошибок прийти к выводу о том, что нам необходим межкафедральный отдел дополнительного образования, который выполнял бы функцию организации взаимодействия, координировал бы деятельность всех подразделений гимназии с объединениями дополнительного образования.
Формируя отдел дополнительного образования, мы предполагаем, что это позволит реализовать следующие задачи дополнительного образования детей, определяемые типовым положением и базисным учебным планом для учреждений дополнительного образования:
  1. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
  2. Реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства, с учетом запросов и потребностей семьи.
  3. Адаптация к жизни в обществе (витагенная педагогика).
  4. Формирование общей культуры.
  5. Содержательный досуг детей и подростков.
Таким образом, дополнительное образование детей:
  • компенсируют отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности;
  • содействуют выбору индивидуального пути (маршрута, траектории) образования и развития ребенка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе;
  • обеспечивают ребенку комфортную эмоциональную среду, «ситуацию успеха» и развивающего общения.
В содержании деятельности межкафедрального отдела дополнительного образования нами выделены следующие направления:
  • учебно — развивающее (спецкурсы, факультативы, научные общества учащихся, предметные кружки, интеллектуальные клубы, креативная лаборатория, олимпиады, экскурсии, уроки творчества и развития, конференции, семинары и др.);
  • культурологическое (театральная студия, хоры, кружки, вокальные, инструментальные, хореографические ансамбли);
  • спортивно-массовое (секции, спартакиады, спортивные мероприятия).
Кроме того, отдел дополнительного образования курирует такие службы обеспечения как  библиотека, телестудия, пресс – центр.

В круг задач, решаемых отделом дополнительного образования, входят следующие:
  • своевременный анализ состояния дополнительного образования в учебном заведении;
  • состояние и координирование плана работы, расписания занятий объединений дополнительного образования;
  • организация и проведение мероприятий по реализации творческого и учебно-исследовательского потенциала гимназистов;
  • контроль состояния ведения документации педагогами дополнительного образования;
  • сохранность контингента учащихся.
  • Без целенаправленного взаимодействия отдела дополнительного образования с кафедрами, предметными лабораториями невозможно грамотное и оперативное принятие управленческих решений, т.к. только своевременный анализ состояния дополнительного образования и координация действий всех субъектов взаимодействия позволит достичь высоких результатов и педагогам и гимназистам.
Межкафедральный отдел дополнительного образования тесно взаимодействует с различными кафедрами, но особо тесное сотрудничество с кафедрами эстетики и культуры и экологии и здоровья, т. к. именно на этих кафедрах наибольшее количество учащихся занято в объединениях дополнительного образования.
В отделе дополнительного образования и на кафедрах гимназии разработана следующая документация, регламентирующая организационную функцию управления дополнительного образования: должностные обязанности педагога дополнительного образования , функционал заведующего отделом дополнительного образования, положение о научном обществе учащихся, структура дневника экспериментатора (для учителя и ученика), положение о театральной студии, клубе туризма, положение об олимпиаде, рекомендации по составлению программ спецкурсов, расписание работы объединений дополнительного образования и многое другое.
Предметные области, которые охватывает система дополнительного образования гимназии, достаточно разнообразны:
  • естественно — научное;
  • художественно – эстетическое;
  • художественно – прикладное;
  • гуманитарное;
  • техногенное;
  • лингвистическое;
  • музыкальное;
  • эколого – биологическое.
75% учащихся заняты в объединениях дополнительного образования гимназии (без учета посещений нашими учащимися городских учреждения дополнительного образования). Так было не всегда: в _____________ учебном году только 52% учащихся посещали объединения дополнительного образования. Маркетинговые исследования по выявлению интересов и потребностей учащихся, а также грамотное и своевременное принятие управленческих решений позволили создать отлаженную систему (именно систему!) дополнительного образования гимназистов, которая направлена на реализацию и развитие личностных потенций каждого ученика. Рост количества кружков, секций, студий – с 32 до 45– предоставил каждому ребенку возможность занять свою нишу, найти место приложения своих сил.         Анализ динамики развития системы дополнительного образования в гимназии позволил установить взаимозависимость уровня обученности гимназистов и степени их участия в объединениях дополнительного образования, а также между уровнем обученности и количеством объединений дополнительного образования .
Объединения дополнительного образования ведут 45 квалифицированных преподавателей: из них 10 имеют высшую категорию, 13 – первую, 10 – вторую.
В 10-11 классах гимназисты посещают спецкурсы, целью которых является углубление содержания базовых предметов, расширение диапазона школьных дисциплин для удовлетворения индивидуальных запросов старшеклассников. Таким образом, они получают основы профессиональных знаний на дифференцированной основе, так как они посещают как цикл спецкурсов по личному выбору, так и обязательные спецкурсы.
В  учебный план гимназии внесены спецкурсы 35 наименований; Все спецкурсы ведут высококвалифицированные специалисты: 11 преподавателей высшей категории, 3 кандидата наук, 2 доктора наук.
В спецкурсах представлены различные области знания:
  • общественные науки – 4 спецкурса;
  • эколого — биологическое – 9 спецкурсов;
  • филологическое – 7 спецкурсов;
  • техническое (креативная лаборатория ) – 4 группы;
  • естественно – научное – 3 спецкурса;
  • прикладное – 4 спецкурса;
  • психолого – педагогическое – 3 спецкурса;
  • моделирование причесок, парикмахерское дело.
В сентябре 1999 года наше учебное заведение получило статус гимназии, поэтому в перспективе нашей задачей для реализации гимназического компонента в полном объеме будет разработка новых спецкурсов (например, «История математики», «История биологии» и др.).
«Плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит ее находить», — сказал И. Гербарт. Известно также и то, что дети по своей природе – исследователи. Поэтому, следуя принципу природосообразности, провозглашенному Я. А. Коменским в «Великой дидактике», в нашем учебном заведении большинство учащихся вовлечены в учебно-исследовательскую деятельность в рамках спецкурсов, предметных кружков, факультативов и т. д. Все, что касается этой деятельности, регламентируется положением о научном обществе учащихся. Цель учебно – исследовательской деятельности – не научное открытие, а формирование у гимназистов надпредметных общеучебных умений, привитие культуры умственного труда, ориентация на овладение методическими знаниями и способами продуктивной деятельности.
Гимназисты неоднократно становились победителями, призерами, лауреатами симпозиумов молодых исследователей различного уровня (городских, региональных, окружных, всероссийских) в рамках всероссийской научно-социальной программы для молодежи «Шаг в будущее». В 2000 году почти 40 гимназистов приняли участие в данной программе: в городской конференции были завоеваны одно I место, три II, три III; в окружной конференции – 4 вторых места; в региональной конференции – два первых места, пять вторых, одно – третье место.
На Всероссийской конференции «Шаг в будущее» два вторых места, один участник зачислен в МГТУ имени Баумана и приглашен в Лондон, другой – получил рекомендательное письмо для поступления в МГУ.
По результатам учебного года 18 гимназистов стали победителями городских олимпиад. Свой вклад (вероятно, даже более значительный, чем уроки) вносит в высокую результативность и дополнительное образование .
Успехи гимназистов не остаются незамеченными: в гимназии разработана целая система мотивационно — стимулирующих приемов, которые способствуют созданию у каждого ребенка ситуации успеха. Назовем лишь несколько из них: почетные грамоты, подарки, денежные премии, чествование на итоговом педсовете. Кроме того, каждый отличившийся гимназист может увидеть свое имя на большом празднично оформленном пресс-центром объявлении, где его поздравляют с победой. Второй этаж гимназии – галерея портретов педагогов и детей, отличившихся в той или иной области: певцы, спортсмены, интеллектуалы и т.д.
В нашей гимназии разработана книжка личных достижений гимназистов, в которую заносится: участие в учебно – исследовательской работе, достижение в кружковой деятельности, факультативных занятиях, спецкурсах, конкурсах, выставках, викторинах, результаты зимней и весенней сессии, участие в общественной жизни класса и гимназии, публичные выступления и публикации, участие в олимпиадах, результаты спортивной деятельности и пр.

Система дополнительного образования в гимназии – это динамично развивающееся направление деятельности гимназистов и преподавателей. Наш опыт по созданию, организации и развитию этой системы не бесспорен, но мы двигаемся вперед и надеемся, что дополнительное образование не будет синонимом «второстепенного» образования, а станет тем, чем оно достойно быть.

Комментарии