Стратегическое и тактическое планирование. Структура и система научно-методической работы в гимназии.

Стратегическое  и тактическое планирование. Структура и система научно-методической работы в гимназии.

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com

       Педагогические советы в нашей гимназии занимают одно из приоритетных мест среди средств управления целостным учебно-воспитательным процессом, являются системообразующим фактором развития. Для нас педсоветы – особая технология работы с коллективом учителей, которая помогает формированию коллектива, повышению мастерства и квалификации учителей, организации деятельности гимназии как учреждения.
Процесс обучения (ЗУНы, образовательные технологии, урок), воспитание, управление и проблемы, связанные с субъектами и объектами этих процессов (учитель, ученики, родитель) – все это составляет содержание педагогических советов.
Педагогический совет как важнейшее средство управления и регулирования разрешает многие проблемы, сглаживает их остроту.
Как же происходит выбор темы и проблемы?
В сборнике «Педсовет: идеи, методики, формы» Морозова Г. В., Иванченко  С.Н., Лизинский В.М. предлагают искать темы, идеи, проблемы «в книгах ученых и практиков, в педагогических газетах и журналах, в процессе общения с коллегами, с детьми, с методистами ИУУ, с научными работниками». По мнению авторов, «при выборе тематики педсоветов необходимо руководствоваться следующими критериями:
во-первых, тема педсовета должна быть:
·        актуальной, т.е. современной и своевременной;
·        нестандартной, а значит интересной;
·        перспективной, т.е. работать на будущее и отвечать требованию преемственности,
во-вторых, формулировка темы должна содержать в себе или предположить проблему, которая:
-         практически значима;
-         трудно решаема, но реально достижима («Педсовет: идеи, методики, формы. М., 1993, стр. 46).
Мы это делаем через создание ситуации выбора, на основе анализа учебно-воспитательного процесса и образовательных запросов коллектива. Вот образцы планирования некоторых педсоветов.








Педагогический совет по теме
«Дом, в котором мы живем».

________ года                                                     в _________

Форма проведения: в кругу семьи.
Участники:                сотрудники школы-гимназии, учащиеся 8-11 классов, родители и гости из г. Москвы .

Эпиграф:  «Наша  педагогика   тогда   обретет   силу,  когда опрокинет навзничь  логического идола, и ее высший разум состоит в принятии духовной свободы   тех,  кто   поставлен  в  необходимость творить воспитание.  Рассудочным,    дидактическим   умом    схоласта    этого   не   понять. И аршином не измерить живую педагогическую ткань, ибо свободное движение  веры  предопределяет   суть развития и взрослых, и   детей.  Истинная педагогика  основывается на вере».                                                                                                                                
                                                                         Н.А. Бердяев
Эмблема: дом с надписью темы педсовета;  девочка с земным шаром 4 руки родителей и педагога.

1. Анализ работы школы-гимназии за год; отчеты о проделанной работе директора, заместителей директора по 1) учебной работе, 2) воспитательной работе, 3) научно-экспериментальной работе, 4) социальной работе, 5) психологической службе, 6) одаренность  «+» выступление родителей и учащихся, ПЦК.
     Анализ работы школы-гимназии за год  / выступление директора /.



План проведения педагогического совета на тему
«Инновация в содержании образования и их влияние на творческую деятельность и эмоционально-ценностное отношение учащихся».

___________ г.                                                     ______________

1.                        Анализ инновационной деятельности педагогического коллектива за истекший период.
2. Влияние педагогических технологий (инноваций) на успешную реализацию задач школы, на повышение эффективности и продуктивности образовательно-воспитательной работы.

      Выступления ПЦК:

1.     Развивающее обучение  -  ПЦК начальной школы
2.     Технология В.Монахова – ПЦК математических наук
3.     Красноярская технология  - ПЦК общественных наук
4.     Технология В.Н.Зайцева – ПЦК гуманитарных наук
5.     Блочно-параллельная система обучения – ПЦК художественного цикла и           Технология И.П. Волкова                                      физического воспитания
6.     Технология воспитательного процесса – ПЦК музыки
7.     Модульное обучение П.И.Третьякова – ПЦК естественных наук
8.     Технология активного обучения – ПЦК иностранных языков


Алгоритм подготовки выступления и защиты на заседании педагогического совета.

а) Ретроспективный анализ технологии.
б) Определение ее основной идеи.
в) главные достоинства используемой технологии.
г) Условия применения и возможные отклонения.
д) Как и кем апробируется в школе-гимназии № 4
Форма защиты творческая.



Анализ анкет.

1.     Побуждает учащихся к мыслительной деятельности - 63% учащихся нестандартные уроки;  25% учащихся  отмечают также и стандартные уроки.
2.     Поддерживает интерес за счет интересного материала  - 73%/39% - 1 м.
Исследование проблем                                                      - 13%.
Ответы на вопросы                                                            - 9%.
Опора на опыт                                                                   -21% - 3 м.
Близость материала                                                           -22% - 2 м.
3.     Прочность знаний приходит за счет:
Заслуг                                                                                 - 18%.
Повторения                                                                        - 21% - 2 м.  
Формы работы                                                                   - 20% - 3 м.
Опорный конспект                                                            - 26%  - 1 м.
Работа в группах, парах                                                    - 26% - 1м.
4.     Сотрудничество учитель - ученик
1)                Вопрос-ответ                                                               – 42% - 1 м.
2)                Ученик – консультант                                                – 12% - 2 м.
3)                Ученик – дублер                                                          – 4%.
4)                Ученик – рецензент                                                     – 10% - 3 м.
5)                Ученик – эксперт                                                         – 9% .
5.    Приобретение знаний                                                         – 30%
Освоение способов познания мира                                   - 32%
И то и другое                                                                       – 28%
6. 61%  опрошенных считает, что возможность самореализоваться есть всегда;
23% - нет условий;
7% - не всегда;
11 кл. – 81% - всегда;
10 кл. – 57% - всегда;
  9 кл. – 79% - всегда;
  8 кл. – 46% - всегда.

Ведущий:
- «Войдем в мир образования вместе, а выйдем поврозь. Каждый – в свой Мир»,- кто-то сказал.
Через несколько минут ПЦК, обсудив насколько эффективно и продуктивно эмоционально-ценностное отношение на содержание рассматриваемой технологии, должны выразить свое отношение к технологиям.
Какой-то мы скажем: «Вперед, ни шагу назад», какой-то - «Внедряй», какой-то – «Изучай».

-  Работа (обсуждение) в группах.
 Заполнение таблицы № 2. (Таблицы прилагаются)

 V. Анализ работы экспертной группы
 VI. Решение педсовета.


Педагогический совет по теме:

«ШКОЛА – ТВОЯ, МОЯ, НАША».

«Друзья, прекрасен наш союз».

Цель: проанализировать итоги года, дать оценку деятельности ПЦК, определить тактически направление деятельности коллектива на следующий учебный год.

Форма проведения: инновационно - деятельностная игра «Аукцион».

Участники: сотрудники и учащиеся школы-гимназии №4, родители, гости (посадки по секторам).

Эмблема: дом с надписью темы педсовета, крыша, девочка.

Обеспечение: на передней стене – эмблема, эпиграф; на задней – выставка рисунков, поделок; по бокам – высказывания о школе, о воспитании.

Представление гостей, родителей, учащихся
  
Слово ведущим педагогического совета. Педагогический совет состоит из трех частей:
1 часть: - чествование знаменитостей школы- гимназии №4 по номинациям;
2 часть: - наши перспективы: видеофильм о школе, об итогах учебного года;
3 часть: - инновационно – деятельностная игра.
        

I.                  Чествование знаменитостей школы-гимназии №4.
1.                             Номинация «Интеллектуал».
2.                             Номинация №Золотой фонд школы».
3.                             Номинация «Порядок».
4.                             Номинация «Авангард».
5.                             Номинация «Вдохновение».
6.                             Номинация «Овация».
7.                             Номинация «Рекорды».
8.                             Номинация «Доверие».
9.                             Номинация «Зодчие».
10.                        Номинация «Смак».
11.                        Номинация «Финансист».
12.                        Номинация «Забота».
13.                        Номинация «Соискатели».
14.                        Номинация «Открытые года».

II.        Часть педсовета:     
 Сегодняшний день моей школы. Фильм. «Завтра начинается сегодня»:

1.     «О состоянии деятельности коллектива за год».
2.     Анализ анкет.

III.           Часть педсовета.
«Завтрашний день моей школы». 
Только тот, кто может правильно определить перспективы, может прийти к успешному решению поставленной задачи. Это будет этап планирования работы на следующий учебный год, который проводится в форме инновационно - деятельностной игры, название которой вы определите из следующего четверостишия:

«Пока свободою горим,
Пока сердца для школы живы,
Мой друг, аукциону посвятим
Души прекрасные порывы»
Аукцион – продажа товаров на публичных торгах.
На аукционе присутствуют:
-         Аукционисты – продавцы идей на публичных торгах.
-         Закупочная комиссия, выполняющая роль экспертов;
-         Счетная комиссия;
-         Аукционеры, выставляющие идею на продажу.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

1.     Идеи в план на следующий учебный год будут продаваться. Сначала «товар» рассматривается, когда его проносят среди публики в сопровождении похвальных слов в адрес «товара» (из правила аукциона). Группы рекламируют идеи, выставленные на продажу.
2.      Остальные группы могут помочь продать идею голосом.
3.     Закупочная комиссия выставляет на продажу идеи, которые имеют наибольшую цену среди остальных.
4.     Счетная комиссия заносит результаты продажи на табло.
5.     Каждая проданная идея стоит 1 шквал.
6.     Итоги закупочная комиссия проводит после каждой продажи.
Идет игра «АУКЦИОН».

ВЫСТУПЛЕНИЕ №1 - «День самоуправления»
ВЫСТУПЛЕНИЕ №2 - «Капустник»
ВЫСТУПЛЕНИЕ №3 - «Час по интересу. Песня»

IV.            Подведение итогов игры.
       
      Идеи в план:
-         фестиваль народных традиций
-         для молодых специалистов создать «Лабораторию нерешенных проблем»
-         конференция отцов «Острые углы в воспитании»
-         создание музея «Сохранение дарованного природой»
-         «Спортивный ринг», спортивные соревнования по ПЦК (выявить способности наших учащихся в отдельных видах спорта для участия в городской спартакиаде среди школ)
-         создать в школе «Родительский лекторий»
-         провести «День гимназиста»
-         запланировать «Юбилейный капустник»
-         праздник «День Святого Валентина»
-         «День вежливости»
-         конкурс «Учитель- вокалист»
-         «Неделя здоровья» в межцикловые каникулы
-         «Талант прокладывает дорогу, а ремесленник по не идет»
-         музыка в каждый класс. Участие учителей музыки со своими учениками в классных часах, родительских собраниях
-         смотр знаний по предмету
-         вести в учебный план час по интересу.

V.               Решение педагогического совета.

Сегодня нам кажется, что тематика педсоветов, проведенных в нашем образовательном учреждении за последние 4 года, обеспечили положительную динамику личностного роста и достижений всех участников образовательного процесса, улучшили образовательную среду гимназии.

Как происходит планирование содержания педсоветов?

Учебный год определяет цикл педагогических советов:
- аналитическо-планирующий педсовет проводится  в конце августа и посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем;
-         второй, третий и четвертый педсоветы – тематические;
-         пятый – итогово-организационный. На нем подводятся итоги года, допуск к экзаменам, перевод в следующий класс и т.п.
-         шестой – большой совет совместно с родителями и учащимися, где происходит чествование знаменитостей гимназии и обязательно – итог совместной воспитательной работы трех коллективов – родителей, учащихся и учителей.

Планирование педсоветов по годам в гимназии № 4.

Приложение № 1.
Год
Тема

1994-1995 уч. год







1995-1996 уч.г.




1996-1997 уч.г.





1997-1998 уч.г.








1998-1999 уч.г.





1999 –2000 уч.г.
1.Анализ и итоги года. Утверждение плана работы.
2.Нетрадиционные педтехнологии как средство формирования активности, интереса, самостоятельности в учебной деятельности учащихся.
3.Организация внеклассной учебной работы через КТД. Эффективность КТД для формирования креативных способностей учащихся,  воспитания сознательной дисциплины, высоких нравственных качеств учащихся.
4.«Мы вместе растим детей». (Итоговый педсовет).

1.Анализ работы. Утверждение плана.
2.Технологии развития творческой личности.
3.Психолого-педагогический аспект надпредметных общеучебных умений и межпредметных связей в возрастных группах и циклов предметов.
4.«Дом, в котором мы живем» (Большой совет).

1.Анализ работы. Утверждение плана.
2. «Семья – хорошая школа, школа – хорошая семья»
 3.Организация педагогической деятельности на основе технологий управления процессом развития творческой личности.
4. «В храме успеха нет открытых дверей». (Большой совет)

1.В поисках новых ориентиров.
2.Инновации в содержании образования и их влияние на творческую деятельность и эмоционально-ценностные отношения учащихся.
3.Обновление содержания образования – фактор повышения уровня обученности школьников.
4.«Школа – твоя, моя, наша» (Большой совет).




1.Образование и рынок. Основные направления деятельности педагогического коллектива в рыночных условиях.
2.«Здоровые дети – здоровая нация» (Большой совет)
3. Гимназическое образование: проблемы, поиски, находки.
4.«Мир по имени гимназия».

1.Школа: время перемен.
2.Педагогическое мастерство: слагаемые успешности обучения.
3.Система создания комфортной среды в образовательном учреждении.
4.«Чем интересней мы живем, тем крепче станет школьный дом» (Большой совет).


Требования к планированию педсоветов:
·        актуальность;                                                
·        значимость и всеобщность проблемы;
·        научность;
·        перспективность;
·        концептуальность;
·        системность
«Выполнение всех перечисленных требований обеспечиваемости опорой на проблемно-ориентированный анализ, диагностическое целеполагание, прогнозирование процессов последствия педсоветов, контроль результатов и их последующую коррекцию» (Школьные технологии, № 3, 1998, стр. 17).
Технология управления развитием школы с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Методы и формы – тот организационный механизм, который обеспечивает высокую активность учителей, учащихся и родителей. (Приложение №2)
В течение нескольких лет мы проводим педсоветы нетрадиционные: в форме деловой игры, аукциона, пед.консилиума, методического дня, творческого отчета и т.д.
Подготовка к педсовету и проведение его требуют особого внимания.
Какие обязательные компоненты сопровождают решение педагогических задач и определяют стратегию педсовета?

Технологическая схема подготовки и проведения педсоветов выглядит так:

I.                                     Этап разработки и подготовки.

а) Диагностико-проектировочный этап подготовки.
Диагностика существа проблемы, ее значимость, актуальность и  соответсвие научно-педагогической концепции школы.
        На этом этапе создается так называемое проблемное поле, где могут быть задействованы лучшие силы преподавательского состава, привлечены  психологи, врачи, валеологическая служба. Диагностический этап предлагает анализ  затруднений учителей, выявление и формулировку противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации с помощью новых методик, технологий, структур.
Здесь же необходим и прогностический этап – постановка цели, формулирование задач эксперимента, построение моделей новых технологий, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных потерь или негативных последствий.
На этом этапе проводятся анкетирование, тестирование учителей, родителей,  срезовые контрольные работы, определяется тематика выступлений на педагогическом совете.

б) Организационно-информационный этап подготовки.
Предполагает в первую очередь научно-методическое руководство при определении плана решения проблемы и консультацию всех участников на различных этапах реализации плана.
Диагностика результативности осуществляется с помощью специальных тестов, анкетирования учащихся, учителей, родителей.

в) Рефлексивный этап подготовки.
Предполагает обсуждение подготовки педсовета и его проведения.

II. Этап проведения. Заседание педсовета.
Заседание педсовета является лишь заключительным звеном в процессе его развития. На всех этапах решения проблемы, от диагностики ее существа до выработки решений и рекомендаций происходит рост мастерства и профессионализма коллектива участников, расширение сферы их компетентности, формируется устойчивый интерес к УВП.
Учителю предоставляются огромные возможности для самореализации: научно-методическое обеспечение решения проблемы; различные формы и методы диагностики; осуществление психолого-педагогической экспертизы: валеологическое обеспечение проблемы.
Каждый найдет свою нишу в реализации интересных идей.

Также важен третий этап – этап последействия:
-         итоги, обобщения руководителей;
-         принятие решения;
-         реализация решений;
-         контроль за реализацией решений.
Таким образом, главным фактором, предопределяющим цели, задачи и стратегию проведения педсоветов, является системный характер развития образовательных учреждений, поэтому мы рассматриваем педсовет как педагогическую систему действий с четко определенными, понятными для всех результатами, направленную на решение задач основной педагогической концепции образовательного учреждения.

Планирование педагогических советов в гимназии № 4.
Педагогический совет – постоянно действующий коллективный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы.
Главные цели и задачи педагогического совета – объединить усилия коллектива гимназии на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Функции педагогического совета: управленческие, методические, воспитательные и социально-педагогические.
Планируя деятельность педагогического совета, мы руководствуемся «Временным положением о государственном общеобразовательном заведении РСФСР» («Вестник образования МП РСФСР» – 1991. № 5) и      «Положением о педагогическом совете гимназии № 4». (Приложение № 1).
Во «Временном положении о государственном общеобразовательном заведении РСФСР» определены такие виды деятельности педагогического совета:
·        обсуждение и выбор  учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов реализации;
·        организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; распространению передового опыта;
·        решение вопросов о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т.п.;
·        проведение аттестации педагогических работников учебных заведений с учетом мнения учащихся, родителей (лиц, их заменяющих);
·        рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения;
·        проведение опытно-экспериментальной работы;
·        определение направлений взаимодействий учебного заведения с государственными и общественными организациями.



Положение
о педагогическом совете гимназии № 4                               

1.                        Общее положение
Педагогический совет как постоянно действующий орган управления призван обеспечить общее руководство деятельностью школы-гимназии.
Основные направления деятельности Педагогического совета:
1.                        Производственно-деловое:
·        утверждение годового плана школы-гимназии;
·        рассмотрение итогов работы школы-гимназии по циклам;
·        утверждение плана подготовки и проведения экзаменов;
·        выпуск и перевод учащихся в следующие классы;
·        итоги учебного года;
·        план летней работы с учащимися.
2.                        Научно-педагогическое:
·        обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований;
·        изучение передового опыта в целях его внедрения;
·        анализ педагогической деятельности коллектива.

II. Состав Педагогического совета.
В состав Педагогического совета входят директор школы-гимназии, его заместители, педагоги-организаторы, учителя, воспитатели ГПД, заведующая библиотекой, врач, председатель родительского комитета.

III. Компетенция Педагогического совета.
1.                        К компетенции Педагогического совета относятся:
·        утверждение учебных планов и программ;
·        определение основных направлений педагогической деятельности;
·        утверждение индивидуальных учебных планов;
·        принятие решений об оказании методической помощи учителям;
·        утверждение наставников молодым специалистам.
2.                        Принятие решений о допуске учащихся к экзаменам и переводе в следующий класс, о выдаче свидетельства с отличием, серебряных и золотых медалей выпускникам.
Заседание Педагогического совета проводится 6 раз в году.
Решения Педагогического совета считаются правомочными, если на заседании присутствуют  2/3 состава педагогов.
3. При равном количестве голосов решающим является  голос председателя совета (директора школы). В случае несогласия с решением Педагогического совета директор школы-гимназии приостанавливает проведение решения в жизнь и доводит об этом до сведения городского Комитета по науке и образованию.

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com


Комментарии