Личностно-ориентированное сопровождение учителя

Личностно-ориентированное сопровождение учителя

Автор: Лошакова Тамара Федоровна www.Loshakova.com
Анализ теоретических работ в области управления учебными заведениями и собственный опыт деятельности гимназии №4 позволил дать определение педагогическому управлению, под которым понимается – тип управленческой деятельности, характеризующийся совокупностью особых организационных форм и технологий, основанных на принципах глобальной коммуникации и приводящих к успеху и достижению целей, как каждого коллектива, так и всей организации в целом.
Значит, в деятельности менеджеров образовательного учреждения управлять – это прежде всего приводить к успеху других, поэтому из направлений управленческой деятельности гимназии №4, является определение и реализация карьеры всех членов коллектива.
Следуя принципу Карла Линнея «Не зная названий – теряешь познание вещей», мы определили для себя понятие карьеры следующим образом: «Карьера – мотивированное построение системы духовного и профессионального развития способствующие возможности самовыражения и повышения компетентности в различных областях деятельности».
Определив понятие карьеры, мы провели коррекцию цели управления,  добавив к ним следующее:
  • стимулирование высоконравственных мотивов отношения к труду;
  • раскрытие личностных способностей каждого педагога;
  • анализ различных подходов к управлению показывает, что на современном этапе развития этот процесс является высокотехнологичным. В течение последних тлет нами были разработаны технологии по различным направлениям управления.
Была разработана и технология управления индивидуальной траекторией профессионального становления учителя. Данная технология рассматривается нами в двух направлениях:
  1. Работа с педагогами – стажистами, то есть давно работающими в школе.
  2. Работа с вновь прибывшими и молодыми педагогами.
Работа с вновь прибывшими и молодыми педагогами, включает в себя ряд этапов:
1. Информационно-подготовительный этап
Основная его задача – сбор и анализ информации о работнике: пол, возраст, образование, профессиональная квалификация, жизненный и деловой опыт. В результате психологической диагностики выясняется темперамент, эмоционально-мыслительный склад, характер, притязания-ожидания, ценностные ориентации, жизненные цели. Собранная информация фиксируется в «Визитных тетрадях» учителя.
2. Этап прогнозирования деятельности с педагогами:
  • какие условия необходимы для активизации проявления способностей;
  • что необходимо для усиления личной заинтересованности в реализации собственных способностей.
3. Деятельностный этап включает в себя непосредственную адаптацию педагога: знакомства с целями и задачами коллектива, традициями, моральными ценностями, принятыми в коллективе; этическими правилами общения, с требованиями, которые принято соблюдать в коллективе занимаясь профессиональным образованием и принимая участие в его воспитательных акциях. Вместе с тем идет процесс активного вовлечения вновь принятых педагогов в деятельность коллектива. Ещё одним видом деятельности в адаптационный период является выполнение отдельных поручений, как в процессе подготовки, так и в проведении отдельных мероприятий и общешкольных дел.
4. Этап обобщения различной информации об адаптации и включенности в деятельность коллектива дает возможность отследить деятельность учителя по следующим параметрам:
  • заинтересованность в восприятии просьб и поручений;
  • активность и добросовестность выполнения поручений;
  • проявление самостоятельности и инициативности;
  • лояльное отношение к требованию и замечаниям;
  • доброжелательность.
5. Этап аналитико-прогноститеский. На этом этапе делаются общие выводы о соответствии профессиональных, личностных качеств учителя  требованиям статуса учителя. На основе этого анализа проектируется дальнейшая работа с учителем, основанная на прогнозировании реализации карьеры.
Работа по проектированию и реализации карьеры преподавателей стабильно работающих в гимназии начинается так же с этапа анализа:
  • проблем учителя, определенных самим (приложение №1);
  • сильных сторон в деятельности педагога (приложение №1)
  • профессионального запроса на различные виды деятельности.
В результате анализа определяются меры помощи учителю в реализации его планов:
  • курсы;
  • семинары;
  • стажировки;
  • темы заседаний кафедр;
  • тема самообразования;
  • занятие исследовательской деятельностью по интересующим проблемам.
А также проводится анализ основных мотивов профессио-нального роста педагога.
6. Этап — прогнозирование карьеры педагога. В гимназии разработан лист карьеры для каждого педагога, а так же предметной лаборатории и кафедры, где лично прогнозируется что и как будет делать в учебном году: от аттестации до количества выращенных олимпиадников; от поступления в аспирантуру до издания пособий и учебников. В листе карьеры нами определено 18 основных направлений предполагаемых карьерного  роста. Необходимо отметить, что такой прогноз имеет недостаточно высокий коэффициент гарантированности достижения замысла, но «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
Общий  анализ реализации карьеры отслеживается: по времени (итоги учебного цикла, полугодия, года); по видам деятельности ; по результатам. Анализ дает возможность проведению своевременной  коррекционной деятельности и не дает возможность педагогу оставаться на прежнем уровне.


Комментарии